Бизнес

Предприниматели проследят, как чиновники улучшают бизнес-климат

Минэкономразвития и Агентство стратегических инициатив придумали, как проследить, чтобы ведомства не спускали на тормозах реализацию «дорожных карт» по улучшению инвестклимата. Ведомства должны будут каждый месяц отчитываться, какие из мероприятий были выполнены, а предприниматели смогут оценивать их работу и давать рекомендации.

Сегодня истекает срок, в течение которого Минэкономразвития (МЭР) и Агентство стратегических инициатив (АСИ) должны подготовить систему мониторинга хода исполнения «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). Месяц назад на совещании Дмитрия Медведева с руководителями групп по созданию НПИ министр экономики Андрей Белоусов предлагал создать двухуровневую систему мониторинга: традиционный административный и «сутевой» контроль. «Суть его состоит в том, что будет оцениваться, насколько решения, которые заложены в постановлениях правительства, и, самое главное, их реализация достигают тех целей, которые изначально закладывались в «дорожную карту», — объяснял министр.

Сейчас утверждены три из 22 «дорожных карт» НПИ, которые направлены на упрощение и удешевление процедур по ведению бизнеса. Каждый документ содержит конкретные действия правительства до 2018 года, в результате которых Россия должна подняться со 120‑го на 20‑е место в рейтинге условий ведения бизнеса Doing Business. Некоторые из этих мероприятий ведомства должны сделать уже в этом году: например, в сентябре должны быть приняты меры, сокращающие срок подключения к электросетям на 30 дней, а к декабрю Минфин подготовит современные финансовые продукты для экспортеров.

Проконтролировать, выполняют ли ведомства мероприятия, записанные в «дорожных картах», должен регламент мониторинга, разработанный АСИ и Минэкономразвития, рассказал РБК daily руководитель направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян. Руководители ведомств, ответственные за выполнение конкретных мероприятий, должны будут раз в месяц представлять в МЭР отчет о реализации «дорожной карты».

Там всю информацию обобщат и направят на рассмотрение в АСИ, после чего включится второй этап контроля, который г-н Белоусов назвал «сутевым». Отчет будет публично обсуждаться с участием объединений предпринимателей и экспертов в Интернете и затем, вместе с оценкой достижений и предложениями по дальнейшей реализации, будет направлен в Минэкономразвития. Вся информация о ходе реализации карты будет ежемесячно направляться в МЭР.

«Дорожные карты» вырабатывались сообществом предпринимателей, поэтому они должны следить, то ли реализовывается, что было заложено в постановлении правительства», — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Однако у экспертов есть опасения, что система не принесет результата. В России довольно давно делаются попытки формирования общественных советов при министерствах и ведомствах, задача которых в том числе довести мнение бизнес-общественности до соответствующих органов, однако вопрос в том, как это делается, замечает профессор НИУ ВШЭ Павел Кудюкин.

«Гигантская проблема представительства гражданского общества при органах власти в том, насколько те или иные органы представляют ту общность, которую они должны представлять, у нас «страна самоназначенных представителей», — считает г-н Кудюкин. Могут возникнуть и другие препятствия. «Некий очень храбрый бизнесмен указал, что ничего не выполняется или выполняется совсем не так. Где гарантия, что к нему прислушаются? Где гарантия, что не начнется поток заявлений от прикормленных бизнесменов, которые начнут его опровергать? — скептичен г-н Кудюкин. — Формально делается очень много хороших мер, а когда доходит до реализации, это все оказывается жутко искаженным».

Популярные новости

To Top