«Мой бизнес в Англии» — это история о двух друзьях, русскоговорящих предпринимателей. Они рассказали корреспонденту Русской службы Би-би-си как создали сеть ресторанов в Англии и охотно поделились советами с теми, кто только собирается начать свой бизнес в этой стране.
«Я могу гордо сказать, что делаю бизнес с другом», — улыбается Сергей Мен, один из совладельцев и управляющий директор The Markets Group.
Друг и партнер по бизнесу — совладелец The Markets Group Анатолий Пархомчук — сидит рядом и тоже улыбается.
Более 10 лет назад Пархомчук и Мен познакомились в одном из японских ресторанов Лондона. Сергей был суши-шефом, Анатолий подрабатывал барменом.
Через какое-то время друзья решили открыть свой первый ресторан — Crystal Palace Market.
Чуть позже они расширили свой ресторанный бизнес и открыли новое место в фешенебельном районе Лондона Челси, назвав его The World’s End Market.
В мае этого года предприниматели запустили два своих новых бара — Wine and Oyster Bar и The Old Fashion Bar.
Советы начинающим бизнес в Британии
Сергей Мен:
— Следить за своими расходами и не брать на себя больших обязательств.
— Не обесценивать свой бренд, то есть всегда следить за качеством и думать больше о долгосрочных перспективах, чем о краткосрочных.
Анатолий Пархомчук:
— Прислушиваться к людям. У меня это очень плохо получается, но я стараюсь. Я нахожу очень много интересных вещей в том, что говорят и советуют другие люди.
— Рисковать. Да, риск иногда оправдан, иногда не оправдан, но если не рисковать, то ничего не поймешь.
О конкуренции и конкурентном преимуществе
В Лондоне огромное количество ресторанов, и большинство новых заведений закрываются в первые два года после открытия. В чем Сергей Мен и Анатолий Пархомчук видят свое преимущество перед конкурентами?
«Все рестораны здесь зависят от поставщиков. Мы в свое время убрали этот момент, введя процесс самостоятельной закупки всей мясной, рыбной и овощной продукции на рынках. Таким образом мы можем влиять на цены», — объясняет Сергей Мен.
«Одна из основных проблем, почему многие рестораны не выдерживают (90% ресторанов в Великобритании закрываются в течение двух лет) — это кэш-флоу [денежный поток, сумма полученных или выплаченных наличных денег — прим.ред.]», — продолжает он.
«Надо рассчитывать и понимать, в чем твоя сила. И не брать на себя больших расходов», — говорит Сергей.
«Могу сразу сказать — надо помедленнее развиваться», — вступает в разговор Анатолий Пархомчук.
Одна из часто совершаемых ошибок, которых не удалось избежать и совладельцам The Markets Group, это агрессивное развитие.
«Когда ты заключаешь сделку, у тебя короткий срок для того чтобы провести комплексную юридическую экспертизу и понять, что ты покупаешь», — говорит Сергей Мен . — Уже после сделки могут выйти определённые вещи — например, получение двух лицензий заняло у нас 18 месяцев . То есть много нюансов, которые не предугадаешь заранее».
Но в целом наличие множества конкурентов — это отличная ситуация, говорят рестораторы.
«Мы учимся у них. Они нас заставляют перевоплощаться, улучшаться. Не чувствовать себя комфортно», — говорит Анатолий Пархомчук.
О важности команды
Что еще необходимо иметь в виду, когда начинаешь свой ресторанный бизнес в Лондоне?
Очень важно, в один голос говорят Мен и Пархомчук, создать свою команду.
Сейчас на них работает более 120 человек. Причем среди их сотрудников много тех, кто начинал несколько лет назад с самых низших позиций.
«В нашей команде много людей, которые начинали у нас работать уборщиками, барменами. Десять из них сейчас работают на руководящих должностях . И с этой командой хочется расти», — признается Анатолий.