Бизнес

Из «Патэрсона» вышли торговые центры. Основатели сети инвестируют в недвижимость

Братья Константин и Алексей Мауергаузы, выручившие в 2009 году $189 млн от продажи X5 Retail Group сети супермаркетов «Патэрсон», занялись девелопментом: как выяснилось, принадлежащее им ООО «ТЦ-Девелопмент» собирается построить сеть локальных торговых центров площадью до 25 тыс. кв. м в спальных районах Москвы и в Подмосковье.

По данным «СПАРК-Интерфакса», 100% ООО «ТЦ-Девелопмент» принадлежит зарегистрированной на Багамах «Шопинг Сентерс Девелопмент Лтд». Гендиректор ООО Юрий Яковчик, который ранее возглавлял сеть «Патэрсон», рассказал «Ъ», что владельцами компании являются основатели сети Константин и Алексей Мауергаузы. ООО «ТЦ-Девелопмент» займется строительством так называемых локальных торговых центров площадью 5-25 тыс. кв. м.

Связаться с господами Мауергаузами вчера не удалось — их телефоны были выключены.

Бизнесмены основали «Патэрсон» в 1997 году, в 2009-м продали 82 магазина Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.). За свои супермаркеты они получили $189 млн (вся сеть с учетом долга была оценена в $274 млн; см. «Ъ» от 5 октября 2010 года). После продажи «Патэрсона» в собственности Константина и Алексея Мауергаузов осталось четыре торговых центра, которые не вошли в сделку, рассказывает Юрий Яковчик. Они расположены на Октябрьском проспекте в Люберцах, на шоссе Энтузиастов в Балашихе, в Орехово-Борисово и Бирюлево. Во всех центрах главным арендатором выступает сеть «Перекресток». Сейчас ООО «ТЦ-Девеломент» строит еще один торговый центр в Воскресенске на участке 4 га (сдача в эксплуатацию намечена на 2014 год). Компания также находится в процессе оформления двух таких же участков в Московской области. Помимо строительства компания рассматривает возможность покупки готовых центров в Москве и Московской области.

Единого бренда сеть торговых центров не получит, но объекты объединит цветовая гамма, рассказывает Юрий Яковчик. «ТЦ-Девеломент» вкладывает в строительство собственные средства и деньги акционеров, кредиты не привлекаются.

По оценкам GVA Sawyer, в марте этого года обеспеченность качественными торговыми площадями в Москве составляла около 360 кв. м на 1 тыс. жителей. По данным исследования GVA Sawyer, по этому показателю Москва опережает только Волгоград, в котором на 1 тыс. жителей приходится всего 270 кв. м торговых площадей (в исследовании проводился анализ 12 российских городов-миллионников). Для сравнения, в Санкт-Петербурге, самом насыщенном торговлей городе, на 1 тыс. жителей в марте пришлось 650 кв. м.

Сейчас в девелопменте достаточно высокая доходность, намного выше, чем может быть в ритейле, говорит один из основателей сети «Копейка» Александр Самонов, который в 2007 году учредил девелоперскую компанию «Акцент». «В то время, когда мы начинали, она была неприлично высокая, а сейчас, если посмотреть на акции публичных компаний «М.видео», Х5 Retail Group, «Дикси»,— очень скромная»,— говорит бизнесмен. По его словам, IRR (internal rate of return; норма прибыли) торгового центра, построенного с ноля, может достигать 25-35%, в случае покупки и редевелопменте существующего торгового объекта — до 25%, при покупке полностью готового объекта — 10-12%.

Помимо Александра Самонова, в недвижимость уже вложились создатели «Пятерочки» Андрей Рогачев (принадлежат компании ЛЭК и «Макромир») и Татьяна Франус (торговые центры компании «Мавис»). Основатель «Дикси» Олег Леонов запустил в 2010 году инжиниринговую компанию Global Infrastructure Project Group, которая управляет недвижимостью сторонних компаний. Проект в девеломенте есть и у основного владельца сети «Магнит» Сергея Галицкого: в 2010 году он подписал соглашение с администрацией Краснодара о строительстве футбольного стадиона и жилья в городе.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top