Торговля. Ритейл. Розница

X5 Retail Group загорелась «Огнями столицы»

Один из крупнейших продовольственных ритейлеров X5 Retail Group заменит магазины «Огни столицы» своими супермаркетами «Перекресток». Премиальная сеть вынуждена отказаться от торговых операций и сосредоточиться на арендном бизнесе, так как с начала года покупательская способность заметно снизилась. Впрочем, в Москве ставки аренды торговых площадей также упали в среднем на 20%.

Премиальная сеть «Огни столицы» прекращает работать в качестве ритейлера и займется арендным бизнесом. Часть торговой недвижимости, принадлежащая ритейлеру в Москве, будет переформатирована в «Перекрестки» и «Перекрестки Экспресс»: эти супермаркеты развивает X5 Retail Group. По словам представителя X5, два помещения «Огней столицы» на Сухонской и Волочаевской улицах уже заняты «Перекрестками». Еще три магазина — на улицах Маршала Федоренко, Малыгина и Алтуфьевском шоссе — начнут работать до конца этого года. Два помещения на проспекте Мира также были сданы X5 для организации магазинов шаговой доступности «Перекресток Экспресс». Договор аренды был заключен сроком на 15 лет, общая площадь перешедших в управление помещений — 8,3 тыс. кв. м, из них торговая — 4,8 тыс. кв. м, уточнили в X5. В сети «Огни столицы» эту сделку не комментируют. Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает доход от сдачи в аренду магазинов в 150-180 млн руб. в год ($2,3-2,9 млн).

Торговая сеть «Огни столицы» работала на рынке с 2002 года. Помимо семи магазинов в Москве в ее портфеле был еще один в городе Выкса Нижегородской области. Договор аренды этого помещения уже заключен с группой Auchan, которая планирует открыть здесь супермаркет «Атак», пояснил источник «Коммерсанта», знакомый с ходом сделки. Представитель Auchan не ответил на запрос. Решение «Огней столицы» уйти с рынка связано с изменившейся конъюнктурой рынка: доход от розничного бизнеса заметно снизился, одновременно компания получила выгодное предложение об аренде помещений, поясняет источник, знакомый с ситуацией.

По данным ВЦИОМа, почти треть россиян (32%) перешли на более дешевые, чем раньше, продукты. Почти столько же (31%) стали покупать реже или вовсе отказались от некоторых товаров и услуг. Господин Бурмистров называет сегмент, в котором работали «Огни столицы», субпремиальным и связывает проблемы сети не с оттоком покупателей, а с неудачной моделью работы. «С одной стороны, очевидно, что покупатели уходят, с другой — у небольших форматов магазинов должно быть, например, собственное производство или марки»,— рассуждает эксперт. По его мнению, эффективно сейчас может работать только сеть с выручкой от 3 млрд руб. в год и как минимум десятью магазинами в портфеле.

Крупнейшей премиальной сетью в России является «Азбука вкуса», свидетельствует рейтинг Infoline. На 1 января этого года ритейлер управлял 94 магазинами, а его выручка за 2014 год составила 38,9 млрд руб. без НДС. Второй на этом рынке по итогам прошлого года стала сеть «Алые паруса» с 15 магазинами и 10,3 млрд руб. выручки. Тройку лидеров замыкает «Глобус гурмэ» (семь магазинов, оборот — 3,8 млрд руб.).

Впрочем, и на арендном рынке сегодня кризисная ситуация — ставки снизились примерно на 20% в рублевом выражении по сравнению с началом года, предупреждает партнер, руководитель направления street retail «Магазин магазинов» Марина Маркова. По ее словам, «пакетно» одному ритейлеру обычно сдают проблематичные и не совсем ликвидные помещения. «С одной стороны, это позволяет не тратить время на поиск нескольких арендаторов и работать с одним договором, с другой — это серьезные риски: если у этого одного арендатора возникнут проблемы, то освободятся сразу все помещения». Кроме этого, условия аренды на все помещения будут в одном ценовом диапазоне и делать скидку придется также на все объекты, резюмирует госпожа Маркова.

Популярные новости

To Top