Торговля. Ритейл. Розница

X5 не приумножается. Ритейлер не смог отыграть падение в 2011 году

Х5 Retail Group за год подешевела на Лондонской бирже более чем в два раза, до $5,6 млрд — это самое сильное падение в российском продуктовом ритейле. Если на начало года X5 стоила почти как «Магнит», то теперь она в 1,6 раза дешевле основного конкурента.

С 1 декабря Х5 Retail Group потеряла 22% стоимости, «Седьмой континент» — 15%, «Дикси» и «Магнит» — по 10%, «О`кей» — 5%. В итоге с начала года капитализация Х5 снизилась на 55%, до $5,57 млрд. Это самое сильное падение среди российских продуктовых ритейлеров (см. график). Для сравнения, сеть «О`кей» подешевела с 1 января на 50,6%, до $1,66 млрд, «Седьмой континент» — на 40%, до 11,475 млрд руб. ($358 млн), «Магнит» — на 31,5%, до $8,93 млрд, «Дикси» — на 30%, до 36,178 млрд руб. ($1,13 млрд). При этом индекс FTSE 100 снизился на 10%, индекс ММВБ — на 18%.

Падение привело к рекордному отставанию Х5 по капитилазиции от основного конкурента — сети «Магнит»: сейчас «Магнит» стоит в 1,6 раза дороже Х5, в то время как на 1 января 2011 года компании были практически равны по стоимости. По значению капитализации Х5 находится на уровне сентября 2009 года и декабря 2006-го, «Магнит» — на уровне августа 2010-го.

В Х5 снижение капитализации комментировать не стали.

Чистая розничная выручка Х5 за 2010 год с учетом приобретенной «Копейки» — $13,047 млрд. Крупнейший акционер с 47,86% акций — «Альфа-групп». На 30 сентября компания объединяла 2,785 тыс. магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.

Фондовые рынки плохие, есть общий тренд для ритейлеров в этом году — снижение темпов роста и падение маржинальности, напоминает аналитик UBS Светлана Суханова. За девять месяцев этого года Х5 показала рост выручки на 47%, до $11,4 млрд, но снизила рентабельность по EBITDA по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,89 п. п., до 6,8%. В октябре компания заявила об изменении прогноза по росту годовых продаж — с 40% до 35%, мотивировав это сокращением потребления продуктов в стране. «Магнит» в этом году дважды снижал прогноз по росту выручки, рентабельность ритейлера снизилась на 0,85 п. п., до 7,2% по итогам девяти месяцев. Выручка сети за этот период выросла на 53,5%, до $8,3 млрд.

На стоимость бумаг Х5 влияют и конкретные события — интеграция сети «Копейка» и смена менеджмента, считает госпожа Суханова. В марте Х5 покинул ее бессменный гендиректор Лев Хасис, которого заменил директор по слияниям и поглощениям Х5 Андрей Гусев. В день кадровых перестановок инвесторы не делали поспешных выводов: котировки компании снизились всего на 0,3% (см. «Ъ» от 11 марта). Новый руководитель практически сразу сформировал свою команду — руководить отделом развития пригласили бывшего топ-менеджера «Копейки» Игоря Плетнева; директором по логистике стал выходец из «Магнита» Александр Ермоленко; директором по закупкам взяли бывшего топ-менеджера французской Casino Group Поля Мартинса; были назначены новые руководители форматов супермаркет и гипермаркет. «Результаты компании в целом не выбиваются из общей ситуации на рынке. Но инвесторы пока не доверяют новому менеджменту»,— рассуждает госпожа Суханова.

Представитель фонда, который держит бумаги Х5, объясняет падение котировок закредитованностью: показатель долг/EBITDA Х5 сейчас находится на уровне 4, что является самым высоким значением в отрасли. Для сравнения, у «Магнита» текущий долг/EBITDA равен только 2.

Сергей Галицкий, гендиректор сети «Магнит», считает отношение инвесторов к бумагам Х5 и «Магнита» несправедливым. «Инвесторы привыкли к фантастическим результатам и не понимают, что результаты и сейчас хорошие, есть перспективы. Никто в мире не растет так, как мы с Х5,— на 40% в год!» — возмущен бизнесмен. Мультипликатор EV/EBITDA для российских игроков снизился с начала года в полтора-два раза. Так, по оценке UBS, на 1 января 2011 года самым дорогим ритейлером была сеть «О`кей», которая торговалась по 16,3 EV/EBITDA, вторым следовал «Магнит» — 15,6 EV/EBITDA, третьей была Х5 — 14,6 EV/EBITDA. По состоянию на вчера самым дорогим оказался «Магнит» с мультипликатором 9,5 EV/EBITDA, «Седьмой континент» стал вторым — 7,2 EV/EBITDA, Х5 была третьей по дороговизне — 6,9 EV/EBITDA.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top