Торговля. Ритейл. Розница

Вино потекло в новом русле: тройка крупнейших импортеров изменилась

Вино
GETTY IMAGES

В списке крупнейших импортеров тихих вин в РФ произошли перестановки. Первую строчку по объему поставок заняла Luding Group, обойдя «Мистраль Алко», а на третье место поднялся собственный импортер X5 Group. Крупнейшие сети уже в 2022 году могут занять более 60% винного импорта.

Luding Group стала крупнейшим российским импортером тихих и крепленых вин в 2021 году, следует из имеющихся у издания “Коммерсант” данных таможенной статистики. Год к году поставки компании выросли на 25,6%, до 2,51 млн дал, что позволило Luding занять 8,4% всего импорта в категории. Занимавший в 2019–2020 годах первое место «Мистраль Алко» сократил импорт на 10,25%, до 2,15 млн дал. На третью строчку с девятой поднялся входящий в X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток») ТД «Лабаз», поставки которого выросли на 80,09%, до 2,01 млн дал. Общий импорт тихих и крепленых вин в РФ в 2021 году увеличился на 6,6%, до 30,08 млн дал, год к году.

Директор по маркетингу Luding Group Андрей Ушаков говорит, что наибольшими темпами у компании росли поставки вин из Италии (на 65% год к году), Грузии (на 197%) и Испании (на 71%). Эти страны выступают крупнейшими поставщиками и на российском рынке в целом, отмечает он. Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин связывает динамику Luding с работой с сетью «Красное & белое» (входит в Mercury Retail Group), где компании удалось потеснить других импортеров в основных категориях. «Красное & белое» уже несколько лет лидирует по продажам вина в России, отмечает он.

Доля «Мистраль Алко» могла сократиться из-за снижения поставок вин из Абхазии, которые формируют основу портфеля компании, полагает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. По его словам, абхазские вина в 2021 году подорожали до примерно 500 руб. за бутылку, а в этом сегменте уже много альтернатив. В «Мистраль Алко», X5 и Mercury Retail комментарии не предоставили.

Другие крупные импортеры также заметно нарастили поставки. Так, Beluga Group увеличила импорт тихих и игристых вин на 24%, до 1,7 млн дал, в том числе за счет развития собственной сети магазинов «Винлаб», говорят в компании. Поставки тихих вин Simple выросли на 12,83%, до 1,38 млн дал. Основатель и президент Simple Максим Каширин говорит, что основной вклад внесли Италия, Франция и Испания. Компания укрепила позиции за счет долей конкурентов, а также смогла воспользоваться ростом спроса на вино, отмечает он. В АСТ говорят, что увеличили импорт тихих и крепленых вин на 33,8% в 2021 году.

Александр Ставцев называет основным трендом рынка рост собственного импорта торговых сетей. Если в 2018 году на них приходилось до 25% поставок, то в 2022 году пять крупнейших развивающих импорт ритейлеров могут занять более 60% всего импорта, указывает он. Так, «Магнит» в 2021 году увеличил ввоз тихих вин на 20,57%, до 1,38 млн дал, а структура Mercury Retail «Бристоль Ритейл Логистик» — на 37,03%, до 1,34 млн дал. Как поясняет господин Ставцев, ритейлерам собственный импорт позволяет снизить цену для покупателей и одновременно увеличить маржу за счет доли прибыли, которая раньше отходила импортерам.

По словам Александра Липилина, импортеры на этом фоне могут пытаться уходить в более высокие ценовые сегменты, в первую очередь HoReCa, как делает Fort. Андрей Ушаков говорит, что Luding в 2022 году намерен упрочить позиции и сохранить темы роста за счет развития основного портфеля и привлечения новых поставщиков. В Beluga Group также планируют увеличивать импорт существующих брендов и заключать новые контракты. В «Магните» говорят, что объем импорта в 2022 году будет во многом зависеть от спроса, курсов валют и производственных возможностей российских виноделов.

Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович говорит, что пока в категории тихих вин на местных производителей и импорт приходится примерно по 50%. Производство российских вин немного сократилось из-за запрета на использование импортного виноматериала, но важнее, что в целом продажи вина в стране растут и местные производители еще смогут увеличить свою долю, отмечает он. По данным Росалкогольрегулирования, розничные продажи тихих и игристых вин в 2021 году увеличились на 1%, до 71,36 млн дал.

Популярные новости

To Top