Торговля. Ритейл. Розница

Украинцы дождались открытия магазинов. Ритейлеры снова стали наращивать сети

Продуктовые сети возобновили развитие — по итогам прошлого года большая часть компаний из топ-10 нарастила число магазинов. Развиваться смогли те ритейлеры, которые вовремя реструктурировали долги или привлекли внешних инвесторов,— они смогли купить активы конкурентов либо открыть магазины на их месте. Но докризисных темпов рынок уже не ожидает — в ближайшее время компании рассчитывают на медленное восстановление.

Окна роста

Если до кризиса в Украине ежегодно открывалось в среднем около 500 новых магазинов, то с 2008 по 2010 год темпы развития значительно замедлились, свидетельствуют данные исследовательской компании GT Partners Ukraine. Наименьшее количество было открыто в 2010 году — всего 272. Только в прошлом году компаниям удалось преломить эту негативную тенденцию — число магазинов выросло на 402 точки.

В основном новые магазины открывали лидеры рынка. «Национальным компаниям проще взять денежные кредиты у банков или товарные — у поставщиков,— отмечает директор инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский.— Местным сетям приходится полагаться на собственные силы, поэтому только лидеры смогли значительно нарастить свои сети». Больше половины точек, открытых в прошлом году, пришлось на десятку крупнейших ритейлеров (см. таблицу). Причем семь из них открыли более чем по десять магазинов. Исключениями стали только «Фуршет» (3 точки), «Велика кишеня» (2) и «Евротэк» (0).

Именно в 2011 году рынок ритейла начал восстанавливаться, говорит господин Пивоварский. «Во время кризиса сетям было не до развития — нужно было приспособиться к новым условиям работы,— говорит финансовый директор компании «Велика кишеня» Олег Пьявка.— Да и средств не было. Рынок сжался, а банки прекратили кредитование». До кризиса товарооборот сетей ежегодно рос на 20-25%, а в 2009 году впервые за несколько лет упал на 20,6% (данные Госстата). Сети начали закрывать убыточные магазины, чтобы повысить свою эффективность. «За два года кризиса компании успели оптимизировать свои сети, улучшив их работу. Сейчас можно снова наращивать число магазинов»,— говорит Пивоварский.

Выживание сильнейших

В основном увеличение сетей происходило за счет покупки активов или открытия магазинов на местах конкурентов. По данным GT Partners Ukraine, из 402 торговых точек, открытых в 2011 году, 101 магазин сменил вывеску в результате сделок M&A. Дело в том, что во время кризиса в наиболее выгодном положении оказались ритейлеры, успевшие вовремя реструктуризировать долг, отмечают эксперты. Еще часть компаний привлекла внешнее финансирование. Весной 2010 года фонд прямых инвестиций Euroventures Ukraine Fund II приобрел 30% компании «Торговый дом «Аванта»» (сети «Колибрис», «Наш»). А в конце 2010 года компанию «Пакко Холдинг» продали пяти иностранным компаниям. «Мы были ориентированы на покупку конкурентов. Но это длительный процесс переговоров, заключения сделки, ребрендинга и ремонта в купленных магазинах. Поэтому новые открытия пришлись на 2011 год»,— рассказал «Ъ» совладелец компании «Торговый дом «Аванта»» Сергей Голиков.

Кризис не отразился на развитии сети дискаунтеров. «К примеру, «АТБ-маркет» выигрывает оттого, что ориентируется на эконом-сегмент»,— отмечает генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Начальник отдела по связям с общественностью компании АТБ Анна Личман добавляет, что магазины сети открываются в основном за счет собственных средств. «Мы не развивались за счет поглощения сетей, но были случаи покупки отдельно стоящих объектов,— поясняет госпожа Личман.— Сейчас около 90% магазинов находится в собственности компании».

Со сдержанным оптимизмом

В этом году темпы развития компаний будут еще выше, ожидают участники рынка. «О желании развиваться в нынешнем году заявили 26 розничных компаний, планирующих открыть 460-480 магазинов»,— говорит Игорь Гугля. Крупнейшей по числу открытий обещает стать сеть «АТБ-маркет» — компания планирует увеличить ее на 125 магазинов. «Мы решили развиваться более интенсивными темпами. Во-первых, рынок сейчас это позволяет. Во-вторых, мы смогли аккумулировать финансовые средства для этого»,— поясняет госпожа Личман.

Кроме того, компании начали выходить в смежные сегменты. На прошлой неделе «Ритейл групп» (супермаркеты «Велика кишеня») заявила о планах развития нового для себя формата — магазинов «у дома». А Fozzy Group решила заняться премиальной розницей, открыв первый магазин Le Silpo.

Однако темпы развития рынка по-прежнему сдержаннее, чем в докризисные годы. «К открытию каждого магазина ритейлеры сейчас подходят более тщательно. Перед сетями не стоит цель наращивания оборота быстрыми темпами, как это было до кризиса»,— отмечает Олег Пьявка из «Великой кишени». По словам Сергея Голикова из компании «Торговый дом «Аванта»», рынок пока не располагает к более активному развитию. Летом и осенью прошлого года из-за низких темпов инфляции, а также дефляции в некоторых товарных сегментах розничные сети в отдельные месяцы столкнулись с нулевым ростом продаж. А к февралю этого года среднегодовое снижение стоимости средней продуктовой корзины украинцев достигло 0,5% (см. «Ъ» от 13 марта). «Это одна из причин, по которой в прошлом году мы увеличили сеть в основном за счет покупки конкурентов — и не потому, что мы не могли открыть собственные магазины, а потому, что потребительские настроения не улучшились»,— говорит Сергей Голиков.

Ритейлеры не ожидают резких колебаний экономических показателей в этом году. «Если и будут изменения, то минимальные, ведь это год избирательной кампании»,— говорит госпожа Личман. По ее словам, об ожиданиях восстановления потребительского спроса можно будет говорить в следующем году.

Коммерсантъ-Украина

Популярные новости

To Top