Торговля. Ритейл. Розница

Торговля в России на пороге стагнации

Розничная торговля России в IV квартале существенно замедлила рост как относительно показателей первых трех кварталов 2011 г., так и относительно IV квартала 2010 г. Об этом свидетельствует анализ финансово–экономической деятельности 4 тыс. организаций, опрошенных Росстатом, проведенный Центром конъюнктурных исследований ВШЭ.

По большинству параметров, характеризующих деловой климат, ситуация складывается неблагоприятная. Тенденция к снижению деловой активности розничных организаций усилилась и приобрела масштабный характер.

После некоторого восстановительного роста, наблюдаемого в I полугодии 2011 г., и объем продаж и объем товарооборота перешли в отрицательную зону, падение составило порядка 10%. Предприниматели отмечают сокращение заказов на поставку товаров и сужение номенклатурных позиций товаров в ассортиментной линейке.

Следствием отрицательной динамики вышеуказанных показателей явилось ослабление финансового потенциала торговых организаций. По итогам года практически 40% респондентов констатировали уменьшение прибыли. Закрепилась тенденция предыдущих трех кварталов: по-прежнему доля организаций, у которых сокращались собственные финансовые ресурсы, превышала долю тех, у кого они увеличились.

Решающее воздействие на ситуацию в торговле оказало снижение спроса вследствие тенденции к сбережению средств и сокращения наличности у населения и фирм.

Вместе с тем эксперты отмечают, что российские ритейлеры в течение года проявляли достаточно высокую степень мобильности в условиях меняющейся конъюнктуры. Это выразилось в сохранении положительных итоговых оценок относительно ситуации в своих организациях, что позволяет говорить о наличии локальной позитивной тенденции. Несмотря на преобладание негативных тенденций, выявленных в отчетном квартале, индекс предпринимательской уверенности сохранил значение III квартала 6%.

Ухудшение основных показателей торговли повлекло за собой дальнейшее сокращение рекрутинговой деятельности в отрасли. 30% предприятий продолжают сокращение штата сотрудников. При этом большинство ритейлеров отказались от агрессивной ценовой политики, которая превалировала в течение 2010 г. и, особенно, в I полугодии текущего года. В результате, в конце 2011 г. впервые за последние 2 года отмечалось существенное ослабление роста цен в розничной торговле. Акцент происходил на выгодных ценовых предложениях, особенно на продовольственные товары, отмечают эксперты.

Ослабление ценового давления будет характерно для российской розницы и в первых месяцах 2012 г., прогнозируют аналитики ВШЭ. Формирование ценовой и ассортиментной политики ритейлеров в 2012 г. все больше будет ориентировано на посткризисного покупателя, который стал гораздо более экономным и разборчивым в качестве потребляемых товаров. «Безусловно, это приведет к обострению конкуренции за покупателя, — отмечают аналитики, — ритейлеры вынуждены будут совершенствовать стратегию продаж, иначе неизбежно потеряют свою долю на рынке».

По мнению Директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, ритейлеры в 2011 г. столкнулись с гораздо более сложной ситуацией на потребительском рынке, чем ожидалось в 2010 г. При этом предприниматели подошли к вопросам развития достаточно осторожно, ориентируясь в первую очередь на изменения внешней и внутренней конъюнктуры, что «является правильным решением в данной ситуации». Основной результат данного «движения» заключен в сохранении позитивной индекса предпринимательской уверенности.

«Задача предпринимателей на 2012 г. — непрерывно развиваться, следовать потребительским тенденциям, не останавливаться ни на минуту и задавать тон всему рынку. Ведь несмотря на высокую степень зависимости от потребительского поведения домашних хозяйств, динамика основных показателей в 2011 г. показала, что розничная торговля остается самой динамично развивающейся в посткризисный период среди базовых отраслей экономики страны», — отметил Остапкович.

Популярные новости

To Top