Торговля. Ритейл. Розница

Темпы роста российских розничных сетей составили в 2012 г. 30-40%

Совокупная выручка 250 крупнейших мировых ритейлеров по итогам 2011 финансового года составила $4,27 трлн ($3,94 трлн в прошлом году), подсчитала Deloitte, консультанты которой подготовили рэнкинг самых крупных по выручке розничных компаний. Рейтинг Global Powers of Retailing составляется на основе выручки предыдущего финансового года (в данном случае — 2011 г.). Неизменным лидером мирового рейтинга осталась американская Walmart с выручкой $446,95 млрд, несмотря на снижение выручки второе место сохранила французская Carrefour c продажами $113,2 млрд (119,6 млрд в 2010 г.). Третья строчка — у британской Tesco ($101,6 млрд), четвертая — у германской Metro ($92,9 млрд), пятая — у американской The Kroger Co ($90,37 млрд).

Выручка крупнейших мировых ритейлеров за прошедший год выросла в среднем на 5,1%, хотя на протяжении пяти лет (2006-2011 гг.) мировые лидеры ритейла ежегодно увеличивали продажи на 5,4%. Средняя рентабельность по чистой прибыли 250 крупнейших игроков рынка — 3,8%, в среднем компании работают в девяти странах и получают от иностранных операций 23,8% выручки. Розничный рынок стран Западной Европы по-прежнему крупнейший в мире, на протяжении 2011 г. был подвержен кризисным явлениям из-за рецессии в экономиках некоторых европейских стран. Российский же ритейл на фоне замедления западных экономик продолжил рост. Впрочем, и он сдерживался повышением социальных налогов, отмечают исследователи из Deloitte.

Российские розничные гиганты X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и др.) и «Магнит» росли намного быстрее западных конкурентов и сделали внушительный шаг вперед. В этот раз среди 250 крупнейших розничных компаний мира Х5 с выручкой в $15,45 млрд заняла 61-ю строчку (в прошлом году была 83-я), ее продажи увеличились на 37% в 2011 г., а в период с 2006 по 2011 г. среднегодовой прирост был на уровне 40,7%. «Магнит» с продажами $11,4 млрд занял 87-ю строчку рэнкинга против 124-й в прошлом году. Его выручка увеличилась на 46,9% за 2011 г., а за пять лет (с 2006 по 2011 г.) среднегодовой прирост был на уровне 35,9%.

Впервые российские сети вошли в рейтинг Deloitte в 2008 г.: по итогам 2006 финансового года X5 заняла 191-е место, а «Евросеть» — 229-е. В следующем году к ним присоединились «Магнит» и «Эльдорадо». После кризисного 2009 года «Эльдорадо» и «Евросеть» покинули список.

Минимальный порог вхождения в рейтинг Global Powers of Retailing 2013 — $3,72 млрд (с такой выручкой американская Williams-Sonoma, Inc. занимает последнюю строчку), его смогла в этот раз преодолеть еще одна российская компания — сеть магазинов электроники и бытовой техники «М.видео». Она заняла 240-ю строчку с выручкой $3,82 млрд.

Первый магазин «М.видео» был открыт в 1993 г. на Маросейке, в 90-х компания работала только в Москве. Первый региональный магазин был открыт в 2001 г., а уже спустя 10 лет в сеть входил 261 гипермаркет в 115 городах России. Розничные продажи «М.видео» в 2011 г. выросли почти на 30% до 111,9 млрд руб. Рост и, соответственно, попадание в рэнкинг вице-президент «М.видео» Павел Бреев называет результатом стратегии интегрированных продаж и «показателем того, что компания движется в верном направлении».

Больше «М.видео» в 2011 г. в России получили только четыре компании, подсчитали аналитики Infoline, — кроме X5 и «Магнита» это французская Auchan (с выручкой около $6,5 млрд) и германская Metro Cash & Carry ($4,6 млрд).

Ведомости

Популярные новости

To Top