Торговля. Ритейл. Розница

Столичные ярмарки помогут фермерам пробиться к покупателям

В настоящий момент в Москве утверждены 143 площадки для организации ярмарок выходного дня, до конца до 2013 года планируется увеличить их число до 300. Этот вид розничной торговли, несмотря на ряд недостатков, на которые указывает московское правительство, благоприятствует как российскому производителю, так и потребителю, отмечают опрошенные агентством «Прайм» эксперты.

РОЗНИЦА В ДЕФИЦИТЕ

Заместитель мэра столицы по экономической политике Андрей Шаронов ранее указывал на дефицит торговых площадей в Москве. По данным заммэра, в Москве примерно в три раза меньше площадей для ежедневных покупок, чем в Берлине, а также в четыре с лишним раза меньше так называемых «магазинов у дома».

По его словам, цена такой неэффективности – примерно 30% к конечной стоимости продуктов питания. Дефицит площадей создает некомфортную среду для покупателей, дополнительную нагрузку на транспорт, а также не дает развиваться конкуренции, считает Шаронов.

Развитию сектора розничной торговли будет способствовать ярмарочная торговля, уверены столичные власти. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина, ярмарки с бесплатными местами для торговцев начали работать в городе с 1 июля 2011 года.

Подобные ярмарки удобны для продажи скоропортящихся продуктов, они расположены близко к людям и создают новые рабочие места, пояснил Шаронов.

ПОДДЕРЖИМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Развитие ярмарочной торговли окажет поддержку российскому мелкому производителю, считают эксперты. «Российскому производителю из глубинки сложнее попасть на прилавки объектов розничной торговли, чем зарубежным производителям», — указывает аналитик компании «Aforex» Артем Деев.

«Почти 95% товаров, реализуемых на ярмарках, произведены в России, — отмечает начальник аналитического отдела ИК «Трейд-Портал» Алексей Рыбаков. По его словам, главным преимуществом фермерской продукции с точки зрения потребителя является ее цена и отсутствие цепочки поставщиков.

В результате развития конкуренции на этом рынке выигрывает, в конечном счете, потребитель, подчеркнул он.

Функция ярмарок не столько в том, чтобы снизить стоимость продукции для потребителя, сколько дать стимул сельхозпроизводителям внедрять инновации для снижения себестоимости, считает ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Михаил Крылов.

ПОБЛИЖЕ К КРЕМЛЮ

Предполагалось, что ярмарки выходного дня дадут возможность гражданам приобретать товары по невысоким ценам, в частности потому, что цепь посредников между производителем и потребителем сокращается. В планах столичного Департамента торговли и услуг организация долгосрочных ярмарок сельхозпродукции, которые позволят снизить транспортные издержки и конечную стоимость продукции.

Вместе с тем, цены на ярмарках не всегда оказываются низкими по сравнению с другими объектами розничной торговли. Цены на ярмарочную продукцию существенно различаются в зависимости от округа, сказал журналистам глава Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк. «Разница в цене на один и тот же вид товара может составлять до 30% в зависимости от местоположения ярмарки», — уточнил он. Кроме того, в некоторых случаях экологические характеристики продукции ведут к ее удорожанию, добавил он.

По данным Мосгорстата на 18 октября, средние цены на ярмарках на морковь ниже среднерыночных на 29,9%, а на картофель – на 4,2%. Вместе с тем, на капусту и репчатый лук ярмарочные цены превышают средние на 16,2% и 19,6%, соответственно.

На ярмарках выходного дня в настоящее время организовано около 7 тысяч рабочих мест, но не всегда они заняты, рассказал он. «В Москве есть ярмарки, где пустует от 20 до 30 мест», — указал он. По его словам, большую роль играет привлекательность того или иного округа с точки зрения предпринимателя. «Особенно популярным с точки зрения наличия платежеспособного населения является Центральный округ Москвы», — отметил Немерюк.

Еженедельно остаются свободными около одной тысячи торговых мест, указал глава столичного департамента торговли.

«Искусственное сдерживание конкуренции уменьшает число продавцов и лишает потребителей способности диктовать цены», — отмечает Крылов из «Альпари». По его словам, низкая рентабельность приводит к тому, что потребителю труднее найти качественный товар, чем на прилавках крупных магазинов.

«Вместе с тем, дальнейшее развитие ярмарочной торговли позволит достичь компромисса между малым бизнесом, охраняющими его структурами и покупателями, который определит равновесную цену», — считает Крылов.

Популярные новости

To Top