Торговля. Ритейл. Розница

Сеть «Вкусвилл» откроет магазины без продавцов и касс

Сеть магазинов «ВкусВилл»
background image / youtube

На фоне пандемии и сохраняющихся рисков ограничений «Вкусвилл» решил запустить магазины без касс и продавцов. Такие концепции уже тестируют другие крупные ритейлеры, но пока не масштабируют или замораживают проекты. Несмотря на сохраняющийся интерес розничных сетей к формату, его распространение будет ограниченным, полагают эксперты.

«Вкусвилл» начнет открывать магазины без касс и продавцов, пишет «Коммерсант». Одна из первых точек появится на выходе со станции МЦК «Деловой центр» в «Москва-Сити». В компании подтвердили, что тестируют технологию, не раскрывая детали проекта.

По оценкам экспертов, стоимость точки с учетом компактной площади вряд ли превышает 12–15 млн руб. С учетом высокого трафика и отсутствия расходов на персонал это позволяет надеяться на привлекательную экономику.

Сейчас у «Вкусвилла» более 1,3 тыс. магазинов, в 90% которых установлены кассы самообслуживания. Компания также развивает сразу несколько форматов за пределами традиционных магазинов. У ритейлера есть сеть из более 300 микромаркетов в бизнес-центрах и офисах, а также вендинговые автоматы, установленные в том числе на станциях МЦК.

Выручка ПАО «Вкусвилл» за январь—сентябрь 2021 года по РСБУ составила 112,9 млрд руб. против 80,9 млрд руб. за тот же период 2020 года, чистый убыток — 1,9 млрд руб. против чистой прибыли в 1,2 млрд руб. в прошлом году.

Среди крупнейших международных компаний пионером формата магазинов без касс и продавцов стал Amazon, запустивший Amazon Go в 2018 году. На входе в магазин покупатель авторизуется через QR-код со смартфона, а комбинация сенсоров на полках и распознающих покупателей камер самостоятельно учитывает приобретенные ими товары, позднее списывая сумму за покупки онлайн.

В России несколько ритейлеров уже тестировали такой формат. Первый магазин «Фасоль» без кассиров Metro открыла в 2019 году, сейчас их два, рассказали в пресс-службе ритейлера. В мае 2020 года аналогичный магазин в «Москва-Сити» запустила «Азбука вкуса» вместе со Сбербанком и Visa. Сейчас проект приостановлен, но партнеры допускают запуск в новых локациях, уточнили в пресс-службе ритейлера.

Серьезные амбиции в этом формате были и у X5 Group. Первый магазин «Пятерочка #Налету» начал работать год назад. Тогда гендиректор сети Сергей Гончаров обещал открытие 50 таких точек в 2021 году, но к середине октября их было всего две. В X5 Group заверили, что планируют развивать проект.

Эксперты допускают, что у ритейлеров могли возникнуть технические проблемы, так как формат «без кассиров» требует серьезной подготовки в части софта и оборудования.

В Европе и США магазины без касс и продавцов существовали давно, просто не «в высокотехнологичной интерпретации». Но многие ритейлеры столкнулись с проблемами, в частности в отношении контроля за покупателями. Учитывая опыт западных ритейлеров, российские сети начинают тестировать формат, делая ставки не на доверие покупателям, а на технологии: приложения для смартфонов, интеллектуальные системы видеонаблюдения.

Поголовная авторизация для совершения покупок может стать препятствием для привлечения покупателей, предупреждают эксперты. Однако, несмотря на операционные трудности для самих компаний, инвесторы позитивно оценивают подобные проекты, о чем говорит опыт того же Amazon.

Популярные новости

To Top