Торговля. Ритейл. Розница

С поправкой на поставку

Торговым сетям не потребовалось много времени, чтобы придумать, как компенсировать будущие потери от нового закона «О торговле», запрещающего им брать вознаграждение с поставщиков в привычных объемах. Как выяснил «Коммерсант», ритейлеры предлагают производителям снижать закупочные цены, причем не только в связи с отказом от бонусов, но и из-за предписания закона сократить сроки оплаты товара. В результате выручка поставщиков от реализации контрактов может снизиться, в то время как сети сохранят свою прибыль, не повышая цены для покупателей.

Второй по обороту продовольственный ритейлер X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») начал готовиться к переговорной кампании по заключению договоров в соответствии с изменившимися требованиями закона «О торговле», сообщили в компании. Основной объем договоров будет подписан в ноябре-декабре. По словам представителя Х5, общий принцип переговоров с поставщиками состоит в том, что цены на полке не должны вырасти, а компания должна сохранить прибыльность в 2-3%. Перейти на так называемую чистую закупочную цену (то есть без учета бонусов) ритейлер намерен со всеми 6 тыс. поставщиков: сейчас по такой модели он уже работает с 2,4 тыс. поставщиков.

Между тем два источника на продовольственном рынке рассказали, что в ходе предварительных переговоров Х5 предложила некоторым партнерам снизить закупочные цены в связи с отказом от ретробонуса (премии за объем закупки) и сокращением отсрочки платежа. Один из них подсчитал, что при таких условиях он должен будет снизить закупочную цену примерно на 12%. Собеседники «Ъ» уверяют, что Х5 предлагает им вычесть из закупочной цены без НДС 10% ретробонуса, рассчитанного при этом от стоимости закупки, но уже с учетом НДС. Из получившейся цены им также предложено вычесть еще 0,25% в счет ускорения оплаты товара. Таким образом, поставщик недополучит 1,9% от стоимости контракта с Х5, говорит один из контрагентов.

О потенциальных потерях из-за изменения отраслевого закона говорит и владелец компании «Медовый дом» Антон Георгиев. По его расчетам, они составят 1,1% и также связаны с понижением закупочной цены на размер бонуса и сокращением отсрочки платежа. Называть сети, предложившие такие условия, он не стал. Другой собеседник «Ъ» отметил, что кроме Х5 о понижении закупочных цен на 0,5% в счет сокращения отсрочки платежа просила Billa. Связаться с ее представителями вчера не удалось. В Х5 отмечают, что корпоративная установка на сохранение или снижение цен ежегодно дается менеджерам по закупкам для переговорной кампании, но в связи с переходом в этом году на «чистую цену» конкретный менеджер для ее расчета мог использовать такой аргумент, как сокращение сроков оплаты.

С коммерческой точки зрения логика в требовании снижения цены в связи с ускорением оплаты есть, признает зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов: «При изменении периода отсрочки поставщик немного экономит на банковской ставке, однако установить единую скидку за ускорение платежей невозможно, потому что условия привлечения кредитов у поставщиков разные».

Законопроект о сокращении размера бонусов и ускорении расчета между ритейлерами и поставщиками внесла в Госдуму в январе 2015 года группа депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой. Авторы документа утверждали, что предложенные меры поддержат производителей. В июле этого года поправки к закону «О торговле» подписал президент Владимир Путин. Утвержденный документ ограничивает 5% объем взимаемых сетями с поставщиков выплат. В них войдут плата за объем закупки (ретробонус), маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги. Также ускорится расчет с контрагентами до 8-40 дней в зависимости от срока хранения товара. Сейчас только ретробонус может составлять 10% (прочие выплаты не регламентированы), а отсрочка платежа за товары достигает 10-45 дней. На приведение действующих договоров в соответствие новым требованиям участникам рынка дан срок до 1 января 2017 года.

Целью этих изменений как раз был переход на «чистую цену», который позволил бы отслеживать наценку ритейлеров, считает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, единого подхода к расчету «чистой цены» нет, а короткий переходный период не позволяет торговым сетям выработать методологию и переучить закупщиков. «В условиях снижения потребительского спроса сети не могут повысить цены на полке, поэтому в переговорной кампании на 2017 год они, переходя на «чистую цену», стараются как минимум не ухудшить закупочные условия»,— говорит эксперт. Он считает, что в общении с поставщиками закупщики, которые сами не очень понимают, как работать без бонусов и маркетинга, будут использовать доступные для них аргументы для снижения закупочных цен: отказ от маркетинга и логистики, ускорение расчетов и т. д. Господин Леонов, в свою очередь, отмечает, что единые подходы к переходу на «чистую цену» и обнулению всех бонусов рассматриваются сейчас в рамках Межотраслевого экспертного совета.

Популярные новости

To Top