Как стало известно, башкирский розничный оператор ОАО «Продтовары» (ГК «Трилистник») намерен вывести на региональный рынок международный розничный бренд «Спар» (SPAR). На первом этапе компания планирует открыть 15 магазинов этой марки в Стерлитамаке и Уфе, а в перспективе перевести под «Спар» свои универсамы «Семерочка», «Темле» и «Народная цена». Эксперты отмечают, что переходить под известные бренды локальных ритейлеров заставляет жесткая конкуренция со стороны крупных игроков.
О том, что стерлитамакский ритейлер ОАО «Продтовары», развивающий в Башкирии локальные бренды «Семерочка», «Темле» и «Народная цена», стал партнером мировой розничной сети «Спар», рассказали собеседники на рынке. Генеральный директор «Продтоваров» Петр Кизько эту информацию подтвердил, уточнив, что прямую лицензию «Спара» на развитие сети в Башкирии компания получила в декабре прошлого года. До конца года сеть под новым брендом в республике объединит 15 магазинов, в том числе в Уфе, Стерлитамаке, Салавате и Ишимбае, сказал собеседник. Компания намерена развивать три формата: магазин «у дома» Spar Express площадью около 350 кв.м и супермаркеты Spar площадью до 1 тыс. кв.м и Eurospar площадью 1–2,5 тыс. кв.м. В течение года под мировой бренд будет переведена часть действующей розничной сети «Продтоваров». «10 магазинов мы планируем перепрофилировать и открыть пять новых»,— сказал Петр Кизько. Если эксперимент окажется удачным, добавил он, под «Спар» перейдут и другие торговые объекты оператора.
• В настоящее время сеть «Продтоваров» (входит в ГК «Трилистник») объединяет более 40 универсамов «Семерочка», супермаркетов «Темле» и дискаунтеров «Народная цена». Более 90% помещений находятся у оператора в аренде. Более 30 магазинов расположены в Стерлитамаке. В Уфе сеть представлена тремя супермаркетами «Темле», она также развивается в Салавате и Ишимбае. По собственным данным, «Продтовары» входят в пятерку башкирских ритейлеров по объему товарооборота. Средний чек в магазинах «Семерочка», по оценке менеджмента, составляет 240 руб., «Темле» — 300 руб., «Народной цены» — 180 руб. Уставный капитал ОАО «Продтовары» — 10,240 млн руб. 25% акций у ЗАО «Промышленные и финансовые инвестиции», 25% — у Veles International Ltd. Выручка в 2012 году составила 2,2 млрд руб., чистая прибыль 4,77 млн руб., кредиторская задолженность 228,55 млн руб.
Интерес к развитию «Спара» Петр Кизько объяснил, в частности, тем, что у компании « хорошо отработана технология продаж свежих продуктов и их производство на собственной базе». «Мы считаем, что на рынке такое предложение сейчас интересно»,— добавил он. Вложения в перепрофилирование действующих и развитие новых магазинов собеседник назвать отказался.
• Основанная в Голландии розничная сеть «Спар» работает в РФ с 2000 года и объединяет больше 300 магазинов. По состоянию на конец прошлого года сеть, по информации ее официального сайта, работала с 13 партнерами в РФ. Инвестиции в открытие нового магазина сети в зависимости от площади оценивались осенью прошлого года в $2-3 млн.
В Spar Russia вчера подписание договора с новым франчайзи не комментировали.
Другие розничные операторы в приходе новой мировой сети угрозы для себя не видят. По мнению владельца торговой сети «Ярмарка» Рамзи Габдуллина, степень насыщения крупных городов региона магазинами формата «у дома» еще невысока.
В формате супермаркетов и магазинов «у дома» в Башкирии работают ряд федеральных и локальных операторов, крупнейшие из них «Байрам» (ООО «Салют-торг»), «Матрица» («Универсал-трейд»), «Полушка» («Форвард»), «Магнит» («Элемент-трейд-Уфа»).
Эксперты считают перевод магазинов локальных брендов под международный коммерчески оправданным. «Рынок FMCG-ритейла (товаров повседневного спроса) становится все более конкурентным, в связи с чем небольшим сетям становится сложнее поддерживать уровень рентабельности на нужном уровне,— полагает аналитик „Инвесткафе“ Роман Гринченко.— Вхождение в крупные сети позволяет снизить издержки и сохранить конкурентоспособность. Перевод магазинов под бренд „Спар“ может в перспективе увеличить выручку местного оператора в 1,6–1,7 раза, благодаря оптимизации бизнес-процессов и росту покупателей». «Франчайзинговая модель действительно дает преимущества — локальному партнеру предоставляются технологии, компетенции»,— согласен аналитик «Финам менеджмент» Максим Клягин. Позитивное влияние на выручку в объеме 15–20% в год, по его мнению, «проявится в течение двух-трех лет — времени, необходимого для отладки новой системы». Роман Гринченко добавил, что под международным брендом ритейлеру также легче осваивать новые рынки. Вложения в ребрендинг 15 магазинов он оценил в 100-120 млн руб. Аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян — в 150 млн руб.— «при условии, что речь идет о магазинах шаговой доступности и минимаркетах, а не торговых центрах». Если переход сопровождается реинжинирингом организационной структуры, вложения будут выше и отразятся на сроках окупаемости,— заметил эксперт. Средний срок окупаемости он оценил в пределах пяти лет «в зависимости от уровня наценки на товары». Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова согласна, что франшиза даст локальному ритейлеру «недостающие элементы прибыльной торговой сети — европейский логотип, новые марки продуктов, более широкую линейку предложений». Рост прибыли будет возможен спустя полтора-два года после перевода под новый бренд, полагает аналитик.
Коммерсантъ