Торговля. Ритейл. Розница

Рост есть: статистику заказов в интернете размыли новые пользователи

Интернет-торговля
background image / youtube

Весной и летом граждане заказывали продукты питания и базовые товары онлайн почти в полтора раза реже, чем год назад. К такому выводу пришли в Platforma на основе анализа больших данных. Однако участника рынка настаивают, что тренд диаметрально противоположен: частота и объемы заказов растут. По их мнению, на статистику могли повлиять новички, которые недавно впервые попробовали онлайн-заказ продуктов и пока делают это редко.

Коммерсант” ознакомился с результатами исследования Platforma — совместного предприятия ВТБ и «Ростелекома» в сфере больших данных. По подсчетам компании, в марте—августе 2021 года в целом по стране на одного пользователя интернета приходилось ежемесячно 2,7 заказа продуктов питания и товаров повседневного спроса в онлайне с использованием мобильных устройств, в то время как за тот же период 2020 года — четыре. Сократилось и количество заказов, сделанных со стационарных компьютеров,— с 4,4 трансакции в марте—августе прошлого года до 3,3 в этом году. В Platforma считают, что причиной снижения частоты заказов могла стать внедряемая сейчас активно ключевыми игроками рынка e-grocery платной доставки.

Выводы сделаны на основе анализа обезличенных данных из экосистемы платформы о пользовательском поведении в интернете с использованием сайтов и приложений онлайн-ритейлеров, которых Infoline считает крупнейшими в сегменте e-grocery. Тройку лидеров сейчас формируют X5 Group, «СберМаркет» и «Вкусвилл».

В то же время, по данным Infoline, продажи продуктов онлайн растут опережающими темпами по сравнению с другими секторами e-commerce. По итогам первого полугодия оборот этого сегмента достиг 150 млрд руб., что в 2,5 раза больше января—марта прошлого года, а по итогам года прогнозируется на уровне 400 млрд руб.

Участники рынка не согласны с выводами Platforma, утверждая, что наблюдают обратную ситуацию. «Регулярность заказов постоянных клиентов «СберМаркета» в 2021 году продолжает расти,— сообщили в пресс-службе компании.— По сравнению с концом 2020 года частота выросла примерно на 15%». В Ozon Express также говорят о росте частоты заказов лояльных клиентов сервиса. Там говорят, что сейчас наблюдается тенденция снижения закупок впрок и среднего чека по всему рынку.

Интерес потребителей к заказам продуктов онлайн растет вне зависимости от сценария — впрок или дозакупка, рассказал представитель X5 Group. По его словам, «Vprok.ru Перекресток» за девять месяцев этого года доставил заказов больше на 36% год к году. Число заказов в экспресс-доставке за тот же период выросло в семь раз год к году, превысив 12,7 млн, а средний чек — на 12%, отмечают в X5 Group.

«Наша статистика тоже не подтверждает выводы аналитиков Platforma»,— говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, сейчас растет доля экспресс-доставки на рынке e-grocery. «У данных о снижении частотности онлайн-заказов может быть объяснение, связанное с несовершенством методики оценки количества покупателей»,— предполагает эксперт. Например, продолжает он, более высокие цифры по прошлому году могли стать следствием пика заказов во время локдауна, а статистику по этому году «смазали» пользователи, сделавшие первые заказы только в конце лета, когда онлайн-ритейлеры стали выходить в новые регионы.

С этим согласны эксперты на рынке. Самая низкая частотность у новичков. Учитывая, что проникновение e-grocery в РФ все еще низкое (1–2% по РФ), база быстро прирастает. Впрочем, даже несмотря на оговорку, что статистику «смазали» новички, цифры аналитиков вызывают сомнения. По данным экспертов, доля игроков, специализирующихся на экспресс-доставках, которые меньше по стоимости и делаются чаще, существенно выросла.

Популярные новости

To Top