Торговля. Ритейл. Розница

Поставщики предлагают сетям «партнерские штрафы»

Торговля, ритейл

Поставщики продуктов продолжают попытки договориться с сетями о взаимных санкциях. Теперь они предлагают включать в договоры «парные штрафы», по которым за схожие нарушения ответственность будут нести обе стороны. Но сети опасаются, что поиск новых оснований для санкций только усугубит противоречия между участниками рынка, пишет издание «Коммерсантъ».

С предложением дополнить договоры поставки «парными штрафами» ассоциация «Руспродсоюз» (объединяет «Макфу», «Царицыно», Beluga Group и др.) обратилась в комиссию по применению Кодекса добросовестных практик (КДП, на добровольной основе регулирует отношения поставщиков и сетей).

Как отмечают в «Руспродсоюзе», если исходить из смысла штрафа как стимула к соблюдению обязательств, то он обязан быть двусторонним и равным: тогда оба контрагента будут работать над внутренними процессами. В «Руспродсоюзе» считают логичным, если в договоре будут предусмотрены и штрафы для сети, например, за неполную приемку и позднюю выгрузку товара.

В комиссии по применению КДП сочли, что вопрос формирования списка «парных штрафов» в качестве рекомендуемой формы для включения в договоры между сетями и поставщиками не входит в ее компетенцию. Но там признали добросовестной практику установления в договорах обоюдных неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, соразмерных последствиям нарушений. При поступлении дополнительных обращений от участников рынка и в случае наличия прецедентов «парных штрафов», использование которых может быть признано добросовестной практикой, комиссия готова рассмотреть данный вопрос дополнительно, сказано в протоколе заседания.

В X5 Retail Group, «Ленте» и Auchan заявили, что пока не получали запросов от поставщиков на включение «парных штрафов» в договоры. Представитель X5 добавил, что Межотраслевой экспертный совет уже разработал новую редакцию одной из статей КДП, где оговаривается предельный размер штрафов и закрепляется принцип взаимных санкций, а также обязательная ответственность за нарушение договора. Пока предложения еще не утверждены: они полностью поддержаны ритейлом и частью союзов поставщиков, но решение должно быть единогласным, добавили в X5. Представитель Metro опасается, что дискуссии о поиске каких-то дополнительных оснований для санкций и штрафов не дадут рынку реальных конструктивных решений, а только усугубят существующие противоречия и недоверие сторон друг к другу. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) отметили, что вопрос «парных штрафов» требует детального обсуждения как внутри ритейла, так и между поставщиками и торговыми сетями.

Проблема штрафных санкций — одна из самых острых в отношениях между участниками розничного рынка. Поставщики неоднократно жаловались, что штрафы стали для сетей не дисциплинарным механизмом, а способом получения дополнительной выгоды. Ситуация усугубляется расколом среди сетей. Если небольшие и средние сети согласились описывать спорные вопросы в дополнительных соглашениях к договорам, то крупнейшие игроки, входящие в АКОРТ,— пока нет.

В «Русбренде» (объединяет Procter & Gamble, PepsiCo и пр.) считают, что для небольших и средних поставщиков сегодня более актуальным может быть не вопрос зеркальности санкций, а ограничение верхнего предела размера штрафов. Стремление производителей штрафовать сети за какие-либо нарушения хоть и выглядит справедливым, в сегодняшних условиях вряд ли реализуемо на практике из-за большей рыночной силы ритейла, рассуждают там.

Популярные новости

To Top