Торговля. Ритейл. Розница

Петербургская розница подсчитывает виртуальные убытки

Если законодательная инициатива губернатора Петербурга Георгия Полтавченко об ограничении продажи алкоголя с девяти вечера до девяти утра будет узаконена, ритейлеры могут потерять до 3-5% от годового товарооборота алкогольной продукции (без пива), который в Петербурге оценивается в 24 млрд рублей. Аналитики считают, что ужесточение правил продажи спиртного может подхлестнуть развитие в городе пивных баров низкого ценового сегмента.

На этой неделе на сайте Законодательного собрания Петербурга был опубликован законопроект Георгия Полтавченко, предусматривающий ряд поправок к закону об обороте алкогольной продукции. В частности, речь идет о запрете продажи алкоголя в городе с 21:00 до 9:00. Ограничения, предусмотренные поправками, не применяются в отношении пива и напитков на основе пива до 1 июля 2012 года, а в отношении пива и напитков с содержанием этилового спирта пять и менее процентов объема готовой продукции — до 1 января 2013 года. Сейчас в городе действуют ограничения на продажу алкоголя крепостью выше 15% с 23:00 до 7:00.

По просьбе «Ъ» ритейлеры подсчитали, что сети могут потерять до 3-5% от годового товарооборота, если поправки в закон будут приняты. По данным ритейлеров, у сетевиков алкоголь в среднем приносит до 15% годового товарооборота.

По словам руководителя по внешним коммуникациям компании «Ашан Россия» Марии Курносовой, если законопроект об ограничении продажи алкоголя на территории Петербурга с девяти вечера до девяти утра будет принят, то он поставит ритейлеров в Петербурге и в Ленобласти в неравные условия. «Многие магазины находятся на границе Петербурга и Ленобласти, и покупателю не составит труда проехать лишний километр на машине, чтобы купить алкоголь в супермаркете, расположенном на территории области. Даже наши магазины «Ашан» будут поставлены в неравнозначные условия, так как часть из них работает в Петербурге, а часть — в Ленобласти. Есть и скрытые убытки. К примеру, я еду покупать товары в гипермаркет, у меня есть список, в котором есть и алкоголь, я точно поеду в тот магазин, где я смогу купить все товары из списка. Такие ограничения сильно бьют по круглосуточным магазинам, и стоит отметить, что алкоголь в основном продается в вечернее время», — констатирует госпожа Курносова.

По словам владельца кафе «17-19» и маркетолога Сергея Славинского, эти ограничения могут подхлестнуть развитие в городе баров недорогого ценового сегмента. «Винные заведения как класс в городе отсутствуют. Классические советские рюмочные еще есть, но их все меньше и меньше из-за повышающихся арендных ставок. Зато в городе бурно развиваются пивные сети», — говорит господин Славинский.

Однако ряд специалистов полагает, что никаких особых изменений на рынке не произойдет. Как считает директор по внешним связям и работе с органами государственной власти компании «Балтика» Алексей Кедрин, с увеличением времени запрета на продажу алкоголя спиртное не уйдет из магазинов в бары. «Несомненно, совсем незаметным для потребителя это не будет, однако и ничего колоссального не произойдет. Если говорить в целом, то продажи алкоголя нужно регулировать, исходя из крепости», — говорит господин Кедрин.

Директор аналитического агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз уверен, что инициатива губернатора Петербурга — это пиар-ход. «Человек придет в магазин один раз в девять вечера — ему не продали водку, придет второй раз в это же время — опять не продали. В третий раз он придет в восемь вечера, люди же не идиоты. И таким образом они не бросят пить. Полагаю, магазины ничего не потеряют, так как люди просто будут покупать спиртное заранее. Что касается развития суррогатов, сомневаюсь, что это ограничение даст толчок к глобальному увеличению производства нелегального алкоголя. В прошлом году в России было продано совокупно 2,3 млрд литров водки, ликеро-водочной продукции и суррогатов, из них 1,5 млрд литров было продано в магазинах. Из них, в свою очередь, только 800 млн литров было легальным, то есть с уплаченными за них акцизами, а остальное — нелегальным. Куда уж больше суррогатов! Ну, вырастут объемы на 30 млн литров, но это капля в море. Да и бары вряд ли сильно поднимутся из-за этих ограничений, так как у нас нет HoReCa эконом-класса. На западе 40 процентов алкоголя продается через рестораны, а в России — только 3 процента, из-за того что это слишком дорого», — констатирует господин Дробиз.

«В Петербурге в розницу продается около 12 млн декалитров алкоголя в год (без пива), это примерно 24 млрд рублей, — говорит Максим Черниговский, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка. — Я категорически против данной инициативы губернатора, так как она приведет к увеличению потребления контрафакта. Существует инициатива президента Дмитрия Медведева по снижению потребления к 2020 году с нынешних 18 литров абсолютного алкоголя на человека в год до 5,5 литров. Для сравнения: в Европе эта цифра составляет 9 литров. Чтобы добиться нужного показателя, необходим целый комплекс мер. И я считаю, что первым делом необходимо перемещать потребление от крепкого алкоголя в сторону слабоалкогольных напитков».

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top