Торговля. Ритейл. Розница

Ozon Express и «Яндекс.Лавка» запускают франшизы

«Яндекс» расширяет «Лавку» за пределы Москвы

В борьбе за растущий рынок доставки продуктов его участники готовы привлечь для развития локальных партнеров. Так, Ozon Express разрабатывает программу для франчайзи, а «Яндекс.Лавка» уже тестирует формат, планируя запуск проекта в нескольких городах до конца года. Партнерские точки будет непросто контролировать, что может негативно отразиться на качестве сервиса, предупреждают конкуренты.

Ozon начала поиск руководителя направления развития франчайзинга в Ozon Express. Вакансия была опубликована на портале HeadHunter. Новому сотруднику предстоит заняться разработкой и реализацией стратегии развития, созданием и организацией франшизы складов Ozon Express и разработкой пакета для партнеров.

«Формируется новый отдел франчайзинга на Ozon Express, после чего будут формулироваться условия сотрудничества»,— рассказывает собеседник издания «Коммерсантъ». В Ozon от комментариев отказались, удалив с рекрутингового сайта объявление о вакансии.

Пока Ozon Express работает в Москве и Подмосковье, где действует восемь dark store. Ассортимент включает около 20 тыс. позиций, в основном продуктов питания и товаров повседневного спроса. Заявленное время доставки — от одного до четырех часов. Весной стало известно о планируемом выходе Ozon Express на рынок Петербурга. Также сервис может запустить доставку из ресторанов.

Ozon не единственный крупный игрок на рынке, рассчитывающий на экспансию с помощью партнеров. Близкий к «Яндекс.Лавке» источник “Ъ” рассказал, что компания уже использует модель франшизы и рассчитывает открыться за счет локальных партнеров в ряде городов России до конца этого года.

«Яндекс.Лавка» предоставляет технологии, софт, поддержку, маркетинг и доставку до потребителя, а партнеры отвечают за операционные процессы — работу склада, персонал, ассортиментную матрицу, ценообразование, рассказывает он.

В «Яндекс.Лавке» от комментариев отказались. Эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская считает, что «Яндекс.Лавка» будет искать партнеров на целые регионы, а почти все крупные города оставит за собой.

По оценке Infoline, открытие одного dark store на 20 тыс. позиций площадью 1,5–2 тыс. кв. м потребует инвестиций от 20 млн руб. Но источник из служб доставки считает, что предлагать франшизу гораздо целесообразнее на небольшие, до 150 кв. м, помещения: локальные партнеры вряд ли смогут себе позволить инвестировать в объекты большего размера. «В то же время в регионах много сильных локальных ритейлеров, которые как раз хорошо умеют работать с сетью небольших точек»,— добавляет он. По словам госпожи Рождественской, сегмент доставки продуктов и товаров востребованный, работающих в нем сетей федерального охвата в России по-прежнему нет, а франшиза позволит быстрее развиваться на рынке.

Основатель службы доставки «Самокат» (входит в СП Mail.ru Group и Сбербанка) Вячеслав Бочаров говорит, что его сервис пока не планирует открывать партнерские dark store из-за рисков при работе с партнерами. По его словам, подбор, обучение и передача технологий, обеспечивающих работу компании, требуют большого контроля и компетенций.

С другой стороны, модель работы по франчайзингу позволит компаниям выйти в ряд крупных регионов, таких как Красноярский край и Кемеровская область, где сложно работать без собственных складов и логистики, считает консультант JosDeVries The Retail Ирина Болотова. По ее мнению, в числе потенциальных партнеров могут быть как крупные местные торговые сети, так и логистические компании.

У сервиса доставки iGooods уже управляются по франшизе 130 из 160 подключенных торговых точек в 23 городах. В компании говорят, что местные предприниматели лучше разбираются в региональной специфике, могут предложить более личный подход, а все возникающие вопросы решаются с головным офисом.

Популярные новости

To Top