Торговля. Ритейл. Розница

Оптовики заморозили отгрузку продуктов

Нестабильная ситуация на валютном рынке вынуждает компании приостанавливать поставки продукции в торговые сети и операторам общественного питания, а также начать переговоры о пересмотре схем расчетов за поставленный товар. Речь идет о сокращении сроков рассрочки, либо вообще о переходе на предоплату. Эксперты считают, что сети крайне неохотно пойдут на этот шаг, так как предоплата снизит их ликвидность и приведет к падению их рентабельности на уровне чистой прибыли.

На сайте поставщика вина компании Simple опубликовано сообщение, в котором говорится, что компания приняла вынужденное решение о временной приостановке отгрузок для всех клиентов во всех каналах продаж. «В связи со сложившейся абсолютно нездоровой и непредсказуемой ситуацией на валютном рынке мы вынуждены с сегодняшнего дня (16 декабря) остановить исполнение всех заказов. Мы немедленно восстановим поставки в момент стабилизации курса рубля по отношению к мировым валютам и рассчитываем, что это произойдет в самое ближайшее время», — говорится в сообщении.

Анна Шевелева, директор по развитию ЗАО «Балтийский берег» (один из крупнейших производителей рыбной продукции и морепродуктов в России), говорит, что, к сожалению, нестабильная экономическая ситуация и волатильность на валютном рынке, отягощенная эмбарго и повышением ключевой ставки ЦБ РФ, заставляет компанию обращаться к покупателям с просьбой об изменении коммерческих условий.

«Сейчас происходит процесс переговоров с клиентами об изменении цен, сроков оплаты, ужесточении контроля за финансовой дисциплиной. Естественно, мы дадим всем время на размышления и анализ новых условий. Сейчас рассрочка в среднем составляет 30-45 дней. Ее мы планируем сократить вдвое. Если говорить о плюсах схемы предоплаты для поставщика, то это наличие денежных средств, которые можно оперативно направлять на закупки сырья надлежащего качества по наиболее привлекательной цене. Сейчас мы общаемся по поводу схемы предоплаты со всеми ритейлерами. Большинство относятся с пониманием, некоторые сети уже подтвердили готовность подписать договоры на новых условиях. Я думаю, что у всех поставщиков, которые в той или иной мере завязаны на импортное сырье, возникнет такая потребность», — констатирует она.

В группе компаний «Интеграл» (производитель рыбных консервов) сообщили, что организация разослала всем сетям письма о том, что не может работать в рамках действующих договоров с отсрочкой 45 дней и предложила перейти на предоплату. «Ряд сетей в данный момент рассматривают наши предложения. Если сеть не примет предоплату, то мы будем поднимать цену, закладывая валютные риски по самому худшему варианту. Возможно, придется расторгать договоры, если сети будут не согласны. Отмена отсрочки — мера вынужденная. Банки кредиты не увеличивают, а даже сокращают, к тому же поднимают процент, а в связи с ростом цен на сырье, на ингредиенты для производства и обработки наши расходы увеличиваются», — рассказали в компании.

По словам совладельца группы компаний «Пивная карта» Алексея Бурова, действительно, на рынке есть примеры того, что поставщики, которые работают с импортом, посылают письма операторам общественного питания о пересмотре условий расчета. «Да, они просят предоплату, но это не массовое явление. Наша компания зарекомендовала себя стабильным плательщиком, поэтому некоторые наши поставщики прислали несколько писем, в которых просто напоминали о необходимости соблюдения договоренностей по срокам. На самом деле все заинтересованы в том, чтобы поставщики выжили и могли продолжать отгружать товар, поэтому наверняка многие пойдут на уступки», — сказал господин Буров.

Многие ритейлеры отказались прокомментировать ситуацию, либо просто проигнорировали запросы «Коммерсанта».

В «Ашане» заявили, что компания работает только в рамках законодательства, поэтому рассрочка по оплате идет в установленное законом время. «У нас сейчас идут переговорные сессии с поставщиками — это плановые ежегодные переговоры по пересмотру контрактов. Пока результаты переговоров мы не можем озвучить, так как все в процессе», — сообщил ритейлер.

По словам Екатерины Куманиной, директора по внешним связям ГК «Дикси», форма оплаты, наравне с другими параметрами сделки, является предметом коммерческих переговоров и поиска баланса интересов. «После заключения контракта ни одна из его сторон не может в одностороннем порядке изменить условия. Теоретически предоплата возможна, но напрямую зависит от закупочной цены», — сказала она.

По словам Тимура Нигматуллина, финансового аналитика ИХ «Финам», рассрочка зависит не только от поставщика, но и от особенностей товарной матрицы ритейлера, а также от скорости оборачиваемости и срока годности самого поставляемого продукта. «Обычно в среднем это 10-20 дней. Предоплата, при прочих равных, снизит ликвидность ритейлеров и приведет к падению их рентабельности на уровне чистой прибыли. Я не думаю, что крупные игроки рынка, имеющие большую долю регионального рынка, пойдут на подобные меры. Скорее всего, валютные риски так или иначе лягут на плечи поставщиков. С этой точки зрения пострадают небольшие игроки рынка», — констатирует он.

Популярные новости

To Top