Торговля. Ритейл. Розница

Не время пить шампанское

Шампанское, игристое вино

За первую неделю обязательной самоизоляции россиян в крупной рознице стагнирует спрос на игристое вино. С 30 марта по 5 апреля его продажи год к году увеличились на незначительный 1% — это в 11 раз меньше, чем, например, на второй неделе марта. Длительный карантин может привести к отрицательной динамике продаж, опасаются эксперты. Они предупреждают, что ситуация усугубится и возможным дефицитом российского вина после вступления в силу этим летом новых правил производства.

В первую неделю обязательной самоизоляции — с 30 марта по 5 апреля — в рознице сократился спрос на игристое вино. Так, объем продаж этой категории в натуральном выражении вырос год к году лишь на 1%, следует из предоставленных изданию “Коммерсантъ” данных Nielsen. Динамика ухудшается уже третью неделю подряд: с 9 по 15 марта продажи игристого росли на 11%, с 16 по 22 марта — на 6%, с 23 по 29 марта — на 5%.

В то же время из данных Nielsen следует, что спрос на большинство других категорий спиртного в торговых сетях за тот же период продолжал увеличиваться. Так, продажи водки в натуральном объеме в первую неделю самоизоляции выросли на 34% год к году. На неделе с 23 по 29 марта рост составил 31%. Динамика увеличения продаж пива осталась на прежнем уровне и составила 25% год к году.

Впрочем, в «Магните» заверили, что в сети рост продаж игристого вина выше, чем фиксирует Nielsen.

Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз говорит, что на крупные сети приходится не более 60% всех продаж спиртного. Алкоголь реализуется примерно в 225 тыс. торговых точек, из них около 15 тыс.— это заведения общепита и рестораны в гостиницах, работа которых сейчас ограничена, говорит господин Дробиз. Кроме того, продолжает он, еще около 115 тыс. объектов продаж представляют собой несетевые магазины, где реализация тех же игристых вин если и росла, то тоже незначительно.

Что же касается роста продаж других категорий в торговых сетях, то это могло быть связано с желанием потребителей сделать запасы на время изоляции, а также с возможным повышением цен на импортную продукцию из-за падения рубля, полагает эксперт. В то же время со ссылкой на официальную статистику он указывает, что 60% россиян не имеют финансовых запасов. В том числе и поэтому значительная часть потребителей переходит на нелегальную или спиртосодержащую продукцию. Таким образом, добавляет эксперт, суммарно весь рынок алкоголя не демонстрирует значительного прироста.В то же время производители игристых и тихих вин действительно могут пострадать больше других, признает Вадим Дробиз. По его оценке, продажи этой продукции за время самоизоляции упадут не менее чем на 10% год к году.

Снижение спроса на игристые вина подтверждает и источник “Ъ” из числа дистрибуторов. В «Абрау-Дюрсо» (крупнейший производитель игристых вин в России, принадлежит семье бизнес-омбудсмена Бориса Титова) сообщили, что пока не наблюдают заметного снижения спроса. В то же время там отмечают, что продажи самой компании с розничными сетями связаны опосредованно и зависят от запасов и заказов ритейлеров.

Для российских виноделов ситуация со снижением спроса может усугубиться еще и тем, что в июле этого года вступит в силу закон о виноградарстве и виноделии. По новым правилам для производства российского вина запрещается использовать импортный виноматериал. По данным ЦИФРРА, в 2019 году в России было произведено 32 млн дал тихого вина и 14 млн дал игристого вина. При этом из локального виноматериала было выпущено не более половины этого объема, отмечает Вадим Дробиз. По его прогнозам, по итогам 2020 года производство игристого вина сократится примерно на 45%, тихого — на 35%.

Популярные новости

To Top