Торговля. Ритейл. Розница

«Магнит» ослабил притяжение

Выручка одного из крупнейших российских ритейлеров «Магнита» в 2016 году впервые превысила 1 трлн руб. Но ее увеличение в 12,81% оказалось худшим за девять лет и ниже собственного прогноза, предполагавшего рост на 14-16%. По мнению экспертов, пишет «Коммерсант», проблема в том, что «Магнит» работает с наиболее уязвимой для кризиса небогатой аудиторией и замедлил темпы открытия новых магазинов.

Вчера «Магнит» первым из российских продовольственных ритейлеров опубликовал операционные результаты за декабрь и за весь 2016 год. В годовом выражении выручка компании выросла на 12,81%, до 1,069 трлн руб., за последний месяц — на 6,91%, до 108,96 млрд руб. Годовая динамика оказалась худшей с 2006 года, когда «Магнит» начал публиковать отчетность. Сам ритейлер ожидал рост выручки в 2016 году на 14-16%. Старший аналитик BCS Global Markets Марат Ибрагимов считает, что это случилось из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры и низкой динамики открытия новых магазинов. Неспособность ритейлера выполнить свой собственный прогноз продаж на 2016 год — негативный сигнал рынку, полагает он. В свой первый отчетный год «Магнит» сообщил о росте выручки на 52,91%, до 68,09 млрд руб., в 2007-2014 годах этот показатель ежегодно увеличивался на 28-40%. В 2015 году оборот компании вырос на 24,5%, до 951 млрд руб. Совокупные продажи LFL (like-for-like) ритейлера за 2016 год сократились на 1,3%, трафик — на 1,84%. Финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан отказался от комментариев.

Акции «Магнита» на Московской бирже во вторник подешевели на 2,63%, до 10,5 тыс. руб. за бумагу, стоимость GDR на LSE упала на 5,17%, до $40,5.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева связывает замедлившийся рост показателей «Магнита» со слабыми макроэкономическими показателями и падением всего рынка ритейла. «Доходы потребителей за последний год в реальном выражении не увеличились, а значительная часть магазинов «Магнита» располагается в небольших городах небогатых регионов, где население наиболее уязвимо»,— поясняет она. По подсчетам Росстата, оборот розничной торговли в январе—ноябре 2016 года снизился на 5,1%, до 25,2 трлн руб., реальные доходы населения за тот же период сократились на 5,8%.

Еще одним фактором, повлиявшим на замедление роста продаж, госпожа Колупаева называет сокращение числа открытых магазинов во всех форматах, особенно в формате «гипермаркет». В 2016 году «Магнит» открыл 1,9 тыс. новых магазинов, из них 18 гипермаркетов, против 2,3 тыс. и 29 соответственно годом ранее.

Продажи в магазинах «Магнит косметик» в 2016 году увеличились на 60,93%, до 64,4 млрд руб., «Магнит семейный» — на 29,96%, до 56,9 млрд руб., в магазинах «у дома» — на 12,67%, до 701,2 млрд руб. Выручка гипермаркетов за минувший год сократилась на 2,41%, до 157,6 млрд руб. Средний чек во всех магазинах сети в прошлом году вырос на 0,56%. «Этот показатель значительно ниже продуктовой инфляции, значит, люди либо сократили объем покупок в магазинах «Магнита», либо отказались от дорогих товаров в пользу более дешевых»,— рассуждает Наталья Колупаева. По предварительным данным Росстата, цены на продовольственные товары в 2016 году выросли на 4,6%.

«Магнит» стал крупнейшим российским продуктовым ритейлером по выручке и числу магазинов в 2013 году, обогнав предыдущего лидера X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). В 2016 году тот начал сокращать отставание от конкурента. По итогам девяти месяцев выручка X5 выросла на 27,6%, до 734,3 млрд руб., «Магнит» за тот же период увеличил оборот на 14,24%, до 786,74 млрд руб. По итогам 2016 года выручка X5 может вырасти на 27-28%, прогнозировал в декабре главный исполнительный директор компании Игорь Шехтерман. X5 Retail Group планирует опубликовать операционные результаты за 2016 год в конце января, сказал представитель ритейлера. Получить комментарий в ГК «Дикси» (сети «Дикси» и «Виктория») вчера не удалось.

Популярные новости

To Top