Торговля. Ритейл. Розница

Как Metro зарабатывает в России

Российские подразделение германской Metro Cash & Carry впервые раскрыло финансовые показатели. Выручка ритейлера за прошлый год увеличилась на 11,3% до 183,244 млрд руб. Сопоставимые продажи выросли на 7,7%. Рентабельность по EBITDA германской компании оказалась рекордной для российского рынка — 12,4%. Маржа EBITDA лидера российского ритейла «Магнита» составила 11,16%, «Ленты» — 11,4% (по скорректированному показателю).

Германский ритейлер готовится разместить на бирже в Лондоне до 25% своего российского подразделения, подготовку сделки в конце января 2014 г. одобрил наблюдательный совет Metro. IPO российского бизнеса даст группе средства для более динамичного развития бизнеса, говорил председатель наблюдательного совета сети Маркус Ханиль. Для сделки были выбраны Goldman Sachs и Сбербанк, говорили ранее источники, знакомые с подготовкой сделки. Вчера в интервью германской газете Frankfurter Allgemeine Zeitung главный исполнительный директор Metro Олаф Кох сообщил, что размещение может состояться во второй половине апреля. «Не хочу делать официальное заявление, но это не нереалистично. Это выполнимо в случае, если условия [на финансовых рынках] будут хорошими», — сказал Кох.

Metro Cash & Carry — российская «дочка» германской Metro AG — вышла на российский рынок в 2001 г. Бизнес-модель компании ориентирована на профессиональных клиентов — юрлиц и индивидуальных предпринимателей: отели, рестораны, кейтеринговые компании, розница малого и среднего формата, в том числе магазины «у дома», малые и средние компании сферы услуг, закупщики продукции для офисов. К концу 2013 г. российский дивизион Metro управлял сетью из 72 торговых центров в 45 регионах России, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Ростов-на-Дону и Омск.

У Metro вся ее недвижимость в собственности, кроме одного магазина, говорит аналитик Газпромбанка Виталий Баикин. Отсутствие арендных платежей объясняет более высокий показатель операционной рентабельности и рентабельности по EBITDA Metro по сравнению с другими игроками, полагает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. К примеру, расходы на аренду у «Магнита» составляют около 2,6% от чистой выручки, т. е. без учета расходов на аренду рентабельность «Магнита» в 2013 г. составляла бы 13,7%. «Такой доли нет ни у кого в российском ритейле. Кроме того, у Metro эффективный формат с точки зрения операционных издержек: на квадратный метр площади в гипермаркетах требуется меньше сотрудников, чем в малых форматах, — говорит Баикин. — По своей рентабельности они недалеко от “Магнита”: это эффективная сеть, в которой отстроены все операционные процессы».

У российской Metro, пишут Ведомости, также довольно высокий показатель валовой маржи — 24,2%, несмотря на то что она специализируется на мелком и среднем опте, говорит аналитик Райффайзенбанка. Высокую валовую рентабельность может поддерживать довольно высокая доля в продажах собственной торговой марки — свыше 10% от оборота, полагает Колупаева.

«Чистых» конкурентов, с которыми можно было бы сравнить Metro, в России, по сути, нет, говорит Колупаева. Рынок будет ориентироваться отчасти на то, как оценена «Лента», полагает аналитик. Перед сбором заявок инвесторов для IPO «Лента» была оценена в 10,2-11,08 по скорректированной ЕBITDA за 2013 г., соответственно, для Metro Cash & Carry такие мультипликаторы могут дать оценку стоимости бизнеса на уровне $7,3-8,4 млрд, говорит аналитик. По консенсус-оценке Bloomberg, показатель EV/EBITDA «Магнита» за прошлый год составляет 12,39, в 2014 г. будет 10,26. У «О’кей» EV/EBITDA за 2013 г. — 9,16, за 2014 г. — 7,8.

Один из вопросов, которые будут задавать инвесторы, — это перспективы развития компании, полагает Колупаева. Консолидация рынка крупными ритейлерами продолжится, небольшие сети будут объединяться в закупочные союзы, чтобы выходить напрямую на поставщика, количество мелких игроков и частных предпринимателей будет резко сокращаться, прогнозирует эксперт. По данным Nielsen Census Data 2012, которые приведены в проспекте «Ленты» для инвесторов IPO, с 2010 по 2012 г. число игроков традиционной розницы сокращалось в России на 1,9% в среднем в год, рынков — на 10% в год, нестационарных киосков — на 2,8% в год. Зато современные форматы (гипермаркеты, супермаркеты и др.) росли в среднем за эти три года на 10,1% в год. Кроме того, запрет продажи пива в киосках с начала 2013 г. и аналогичные ограничения на продажу сигарет, которые вступят в силу в июне 2014 г., еще больше усложнят положение мелкой розницы.

«У Metro в России относительно высокий уровень валовой маржи — 24,2%, это значит, что их цены сопоставимы с игроками, которые ориентированы на конечного потребителя, что, по-видимому, лишает клиентов Metro ценового преимущества», — опасается аналитик Райффайзенбанка. Metro на данный момент — лидер в мелкооптовой торговле с большим потенциалом для экспансии в новые регионы, рассуждает она. Но при этом в сегмент Metro теоретически могут беспрепятственно выйти и другие крупные российские ритейлеры, добавляет Колупаева.

Популярные новости

To Top