Торговля. Ритейл. Розница

Чиновники пройдутся по гипермаркетам

Консолидация сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем предпринимательстве, считает Минпромторг. А значит, принимая решения о выделении девелоперам и ритейлерам земельных участков под строительство гипермаркетов и торговых центров, можно установить для них дополнительные согласования. В европейских странах и у соседей России по Таможенному союзу такие требования предъявляются к магазинам больше 1,5-3 тыс. кв. м. Только на гипермаркеты в России приходится 11% оборота продовольственной розницы, или 1,23 трлн руб. в год.

В четверг Минпромторг направит в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 года. Один из его пунктов предлагает на федеральном и региональном уровнях определить «критерии размещения крупных торговых объектов», в том числе при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию. Таким образом, критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах, следует из проекта. Министерство указывает, что магазины большой площади оказывают «наиболее сильное, в том числе и отрицательное, влияние на конкурентную и предпринимательскую среду». В частности, развитие и консолидация сетевой розницы отрицательно сказываются на малом и среднем предпринимательстве: из-за «перетока» покупателей менее крупные торговые объекты вынуждены закрываться. В Минпромторге вчера не смогли оперативно прокомментировать проект.

По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Андрея Карпова, пока торговля в России «не очень развита», подобные меры вводить рано, достаточно и действующих антимонопольных ограничений. По ним при открытии любых новых магазинов ритейлер не должен превышать порог в 25% от оборота розницы муниципального образования или города федерального значения, где работает. Уже сейчас для организации магазина требуется много согласований, считает представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. «Выделение участка, согласование с архитекторами, энергетиками, водоканалом, с администрацией города, района или области, МЧС, ГИБДД»,— перечисляет он.

В проекте Минпромторга нет прямых указаний на возможный размер объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии, но есть отсылки к опыту других стран. Например, в Великобритании крупными признаются магазины площадью более 2,5 тыс. кв. м, в Италии — 1,5 тыс. кв. м, во Франции — 3 тыс. кв. м. Аналогичное регулирование действует и у партнеров России по Таможенному союзу: в Казахстане для торговых объектов более 2 тыс. кв. м, в Белоруссии — более 3 тыс. кв. м. В России по ГОСТу «Розничная торговля» гипермаркетом признается торговый объект более 5 тыс. кв. м, а универмагом — более 3,5 тыс. кв. м.

По данным «Infoline-Аналитики», в 2013 году выручка всех российских гипермаркетов составила 1,23 трлн руб., или 11% оборота продовольственной розницы. Согласно отчетности X5 Retail Group, в минувшем полугодии это направление принесло группе 33,5 млрд руб., или более 11% всей выручки. На 30 июня этого года в компанию входило 4779 магазинов, из которых 81 гипермаркет. Auchan относит к гипермаркетам 81 из числа своих российских магазинов, у «Магнита» в России 174 гипермаркета, у «О`кей» — 63, следует из отчетностей компаний. У Metro в России на 30 июня было 73 магазина площадью по 9-14 тыс. кв. м, которые компания позиционирует как «центры мелкооптовой торговли». У «М.Видео», крупнейшего продавца бытовой техники и электроники, на конец первого полугодия было 347 магазинов, которые компания в сообщении о финансовых итогах называла гипермаркетами. Но средняя торговая площадь магазина «М.Видео» составляет около 1,5-1,7 тыс. кв. м, говорит представитель компании Антон Пантелеев. Классификация других участников рынка также отличается от этих ГОСТов. «О`кей» причисляет к гипермаркетам помещения от 3,5 тыс. кв. м, а гипермаркеты «Карусель» X5 Retail Group занимают по 6-7 тыс. кв. м.

Член совета директоров ГК «Регионы» Амиран Муцоев (развивает сеть ТРЦ «Июнь») считает, что в инициативе Минпромторга есть как плюсы, так и минусы. Например, если в городах-миллионниках в относительной близости друг от друга открывается сразу несколько гипермаркетов, они «пожирают» не только малый и средний бизнес. С другой стороны, в городах с населением до 500 тыс. человек, где отсутствуют федеральные ритейлеры, появление крупных объектов, по его мнению, полезно, так как местный малый и средний бизнес зачастую завышают цены.

Как сообщал ранее «Коммерсант», владельцы торговых центров недавно жаловались также на рост налоговой нагрузки: в этом году налог на крупные (от 5 тыс. кв. м) торговые и офисные комплексы стал исчисляться исходя из их кадастровой (то есть близкой к рыночной), а не балансовой, как ранее, стоимости.

Популярные новости

To Top