Торговля. Ритейл. Розница

Дробиз: спецторговля алкоголем уже показывала свою неэффективность

Вадим Дробиз Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА)

Депутат Госдумы Андрей Свинцов разработал законопроект, предполагающий запрет на продажу алкоголя и табака в обычных магазинах и их реализацию только в специализированных торговых точках, сообщил RT. В ФАС заявили об отрицательном отношении к данной инициативе.

«За последние 10 лет уже было много законопроектов по этому поводу, но ничего не принималось и не рассматривалось на федеральном уровне, подобные вещи просто не работают. В качестве примера можно привести ситуацию в Якутии, где спецторговля алкоголем была введена в начале 2015 года, и никакого влияния на потребление это не оказало. Человеку нет разницы, сколько магазинов у него возле дома, пять или 10.

До 1 января 2015 года в Якутии было порядка 1,4 тыс. магазинов с продуктами питания, алкоголем и табаком, а специализированных алкомаркетов было только 100. После введения спецторговли местные власти рассчитывали, что ситуация останется без изменений, однако сотни магазинов просто выкинули продукты и стали алкомаркетами. В результате число алкомаркетов в регионе выросло до 800. Непонятно, кто от этого выиграл, но позитивного влияния с точки зрения потребления алкоголя населением это не оказало.

Для такого результата есть чисто экономическое объяснение. У крупных сетевых магазинов алкоголь занимает до 12-15% оборота, такие магазины при лишении права торговать алкоголем теоретически смогут прожить на продуктах. В сетевых, но менее крупных магазинах, которые не «у дома», алкоголь занимает 20% оборота. Однако в магазинах «у дома» алкоголь занимает 40% оборота, это позволяет держать низкие цены на социально значимые продукты — хлеб, молоко и так далее. В России 50 тыс. сетевых магазинов, и 120 тыс. магазинов «у дома», половина последних без алкоголя просто закроется».

Вадим Дробиз
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя

Популярные новости

To Top