Общество: там у них

Таджикские власти начинают борьбу с тандырами

Городские власти Душанбе, в рамках подготовки к 90-летнему юбилею столицы, решили придать городу гламура, начав со сноса тандыров – национальных печей для приготовления лепешек и мяса.

Мэрия Душанбе предлагает горожанам добровольно убрать со всех улиц и дворов города тандыры и прилегающие к ним постройки, если они не соответствуют эстетическим нормам.

Специальные комиссии в каждом столичном районе будут наблюдать за тем, следуют ли горожане рекомендации властей, и сносить портящие имидж столицы национальные хлебопекарни.

Наблюдатели полагают, что решение проблемы с эстетикой городской жизни и приданием Душанбе имиджа «столицы класса люкс», невозможно без решения экономических вопросов и сокращения бедности в Таджикистане.

Восточный колорит?

В специально утвержденном мэрией города своде правил общественного порядка говорится, что пользоваться тандырами запрещено, если они построены в неустановленных местах и без учета эстетических норм.

Призывая горожан к благоустройству Душанбе, власти настоятельно рекомендуют придать столице Таджикистана своеобразный восточный колорит, который был бы невозможен без строительства национальных печей.

Однако при этом тандыры должны радовать глаз и напоминать гостям столицы о том, что Душанбе – город современный, но все же восточный, со своими традициями и особой спецификой.

«Все, что портит внешний облик города будет убираться. Это решение обязательно. Конечно, не всем нравится решение властей. Многие ведь потратили собственные деньги на возведение тандыров и пристроек, а убираем мы их, не выплачивая никаких компенсаций за снос», — сказал Би-би-си пресс-секретарь мэрии Душанбе Шавкат Саидов

Недовольство властей вызывает внешний вид своеобразных национальных уличных хлебопекарен. Жители столичных кварталов (махалей) пристраивают к тандырам небольшие сараи, где можно поставить тазы с тестом, хранить дрова. Строительные материалы для таких пристроек находят тут же на улице – старый шифер, сломанные столы.

Экономия и традиция

Тандыр (или танур) — является незаменимым атрибутом сельского быта таджиков. Тандыр используется для выпечки лепешек, самбусы (пирожки из слоеного теста) и мяса.

Однако в столичных махалях национальные печи появились после распада Советского Союза и начала гражданской войны в стране, а вовсе не для придания столице восточного колорита. Выпечка хлеба помогает многим таджикским семьям экономить средства.

По мнению экономиста Фируза Саидова, к призывам городских властей жители Душанбе прислушаются только когда будут решены экономические вопросы.

«Приготовление лепешек дешевле покупки хлеба на рынке. Хлеб – это основной продукт питания в рационе таджикских семей. На него тратится почти половина бюджета семьи. Если поднять уровень жизни людей, необходимость в выпечке собственного хлеба отпадет. Ведь, выпекая лепешки, хозяйки должны еще и искать дрова, месить тесто и сам процесс выпечки тоже достаточно трудоемкий процесс», — напоминает эксперт.

По словам Фируза Саидова, столичным властям необходимо определить, где жители могут строить тандыры, и проследить за тем, чтобы строительство тандыров шло с учетом национальных традиций и эстетических норм.

«Идея по благоустройству хорошая. Столица должна выглядеть как главный город страны, но когда хочется есть, а средств не хватает, об имидже думается в последнюю очередь», — добавил Саидов.

Как свести концы с концами?

Рост цен на продукты питания больно ударил по самым бедным слоям населения Таджикистана. В сельских регионах республики цены на продукты выше, чем в столице.

Стоимость одного мешка муки превышает сумму минимальной заработной платы таджикского госслужащего.

Жительница Душанбе Зарифамо Ашурова — многодетная мать. Каждый месяц молодой врач покупает мешок муки. Для семьи Ашуровых выпечка лепешек – единственная возможность свести концы с концами.

«Я согласна, что порой внешний вид наших тандыров не соответствует нормам, но выхода для себя лично я пока не вижу. Я вынуждена печь лепешки, иначе мы просто останемся без хлеба. Покупать его дорого», — призналась Зарифамо Ашурова

Рано Халилова — преподаватель с 40-летним стажем. Вот уже несколько лет она разводит кроликов и птицу, рядом с домом, в одном из районов Душанбе. Раньше здесь же преподаватель младших классов выращивала более крупную домашнюю скотину. Коровы, овцы и козы свободно гуляли у детских площадок.

«Я получаю около 60 долларов. Этих денег мне не хватает на содержание троих внуков. Поэтому я и взялась держать живность, хотя до этого никогда не занималась разведением скотины», — говорит Рано.

По требования местных властей Рано расчистила площадку, продала крупный скот, а кроликов и птицу оставила. Говорит, надо же на что-то жить.

За чертой бедности

Согласно национальному отчету, больше половины населения республики живет за чертой бедности, а 17% — в критическом положении. Подавляющее большинство жителей Таджикистана заработанные деньги расходует, в основном, на продукты питания.

Положение жителей Таджикистана значительно ухудшилось после распада Советского Союза и гражданской войны в стране в 1992-1997 годах.

Согласно результатам исследования, стоимость продовольственной корзины в республике составляет около 300 сомони (примерно 60 долларов) в месяц на человека.

Это минимальный набор продуктов, необходимый для физического существования человека. Каждый житель республики, в среднем, потребляет молочных продуктов – в пять раз, а мяса и яиц – в семь раз меньше годовой нормы.

Традиционная таджикская семья состоит из шести человек, как правило, работает в ней только один человек.

Определение прожиточного минимума включает в себя стоимость минимального продуктового набора, но без учета коммунальных услуг и средств, которые семья тратит на медицинское обслуживание и образование.

Би-би-си

Популярные новости

To Top