Интересное

Как лагер завоевал мир

Что такое лагер? Это Пиво с большой буквы, ведь сегодня как минимум восемьдесят, а по некоторым оценкам и девяносто процентов всего потребляемого в мире янтарного напитка — это лагеры. Почему именно этот стиль пива стал самым популярным? Все очень просто: он красив, вкусен и прекрасно утоляет жажду. К тому же он достаточно молод и крепок, сверкает золотом и носит чудесную шапку из ослепительно белой пены. Хотя, как известно, не бывает правил без исключений: лагер в основном действительно имеет светло-золотистый цвет, но встречаются и темные сорта.

Лагер — это пиво низового брожения (в отличие от эля, который получают путем брожения верхового), происходящего благодаря дрожжам, которые являются близкими родственниками тех, что участвуют в верховом аналоге. Существует гипотеза, согласно которой низовое брожение обязано своим появлением эволюционировавшим дрожжевым клеткам, которые, в свою очередь, появились благодаря тому, что в средние века пиво стали выдерживать в прохладных помещениях, в том числе в монастырских погребах.

Действительно, в Баварии, где и начали варить лагер (по официальной пивной историографии, в XVI веке, хотя некоторые источники отсылают нас и к XV веку), такое пиво варили только в зимние месяцы, а весной делали перерыв до наступления первых осенних заморозков. Сваренный весной, не позднее марта (в связи с чем лагеры называли также мартовским пивом), золотой напиток летом хранили на альпийских высокогорных участках, где можно было найти лед, или в холодных монастырских погребах. Отсюда, кстати, и название: по-немецки «lager» — это склад, хранилище, а еще нечто, что дозревает при хранении.

Низовое брожение протекает при гораздо более низких температурах (от 5°С до 10°С), чем верховое (17-20°С). Оно разделяется на два этапа — основное (главное) и вторичное, которое также называют дображиванием. Большая часть сахара, содержащегося в сусле, преобразуется в спирт на первой стадии. Но настоящий лагер, со всем богатством его вкуса и аромата, получается только после продолжительного дображивания, в ходе которого распадается остаточный сахар, а дрожжи оседают на дно, в результате чего напиток делается прозрачным. «Тихое» (так по-другому называют вторичную стадию) дображивание происходит

в больших чанах или бочках при крайне низких для пива температурах — от 2,5°С до 5°С, а иногда и 0°С.

Основных сортов лагера пять: светлый (Light lager), европейский янтарный (Amber), темный (Dark), бок (Bock) и пильзнер (Pislner). Казалось бы, просто — но не тут-то было, ведь к одним только светлым лагерам относятся легкий американский, стандартный американский, американский премиум, чешский светлый и чешский премиум лагеры, мюнхенское светлое, дортмундское экспортное и многое другое пиво.

В этой палитре мы ощутим и пряный чешский хмель, и немецкую сернистость с травянистостью, и хлебно-зерновую составляющую мюнхенского «хеллеса», и вкус классического лагера «Балтики-3», и горькое послевкусие Löwenbraü, и ни с чем несравнимую легкость Bud.

Или, возьмем для примера такой сорт, как бок. Известно, что это мощное немецкое пиво крепостью 6,3–7,2%. Но есть еще и двойной бок — Doppelbосk — с крепостью до 12% и более. А также «Айсбок», который производят путем частичного замораживания пива.

Впрочем, самым популярным видом лагера, безусловно, является пильзнер. Его рождению способствовал целый ряд счастливых совпадений. Когда в 1839 году пльзеньский магистрат пригласил баварского пивовара Йозефа Гролля на пост руководителя местной пивоварни, это был, без преувеличения, судьбоносный выбор. Спустя три года Гролль представил вниманию общественности первую партию своего пива. Сочетание новейших для того времени технологий пивоварения, светлого солода, отборного хмеля из окрестностей города Жатец, наконец, местной мягкой и чистой воды породило настоящий шедевр. Это прозрачное, солнечное, золотое пиво быстро покорило всю Европу…

…и Россию. Просвещенные слои российского общества считали, что именно «баварское пиво» (как называли тогда лагер) способствует прогрессу, разрушая барьеры между сословиями и раскрывая душу народа. Крупнейшие пивовары мгновенно отреагировали на спрос и стали переходить на работу с дрожжами низового брожения. Достоверным свидетельством этого исторического поворота может служить заметка из газеты «Северная пчела» от 2 мая 1839 года: «…Многие знатные особы, сопровождавшие Ее Величество государыню императрицу за границу, изъявили желание, чтоб в здешней столице было варимо пиво, известное в Германии под именем баварского, которое при легкости своей славится целительными качествами. Желание это исполнил ныне мануфактур-советник Александр Ноевич Казалет и тем оказал большую услугу народонаселению столицы, потому что хорошее качество съестных припасов и напитков всегда

благодетельно для города. Это новое баварское пиво не так крепко, как прежнее, и им можно утолять жажду. Пиво продается в лавках г. Александра Казалета в 47 местах, в разных частях города… От времени пиво делается лучше. Не одним же немцам пить хорошее пиво – вот оно и у нас!»

Сегодня на выбор у ценителей благородного янтарного напитка десятки сортов самого популярного в мире стиля. К дегустации лагера стоит подходить с особой тщательностью и основательностью — многовековые традиции не терпят легкомысленного отношения и небрежности. Напротив, передававшаяся от одного поколения пивоваров к другому уникальная рецептура и секреты изготовления кристально чистого золотого напитка заслуживают неспешного употребления в соответствующей торжественности момента атмосфере и при должном антураже.

Уделите лагеру время и особое внимание, и он раскроет перед вами все секреты своего потрясающего вкуса и неповторимого аромата душистого хмеля, а карта сортов этого стиля, некоторые из которых заслуживают отдельного рассказа, станет для вас близка и понятна.

О Союзе российских пивоваров
Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 800 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации. Союз российских пивоваров – некоммерческая организация, объединяющая предприятия пивоваренной индустрии России. Членство в Союзе объединяет 76 компаний, которые имеют более 90 производственных площадок на территории Российской Федерации и выпускают около 90 процентов пива в стране.

Популярные новости

To Top