А вы знаете, ...

Титул шотландского барона можно купить за $105 000

Мечтаете пополнить ряды титулованных особ? Звание феодального лорда может оказаться удивительно доступным и предоставить в высшей степени выгодные земельные права.

Все мы знаем, что покупать почести нехорошо, но те, кому надоело быть обычными мистером или миссис, имеют реальную возможность добавить к своему имени какой-нибудь титул (а вместе с ним — именную почтовую бумагу и столовые приборы с фамильным гербом). Торговля почестями приносит тысячи долларов британским аристократам, располагающим лишними титулами феодальных баронов, лордов и графов. Так, например, в 2002 году баронство Макдональд вместе со средневековым замком, по сообщениям прессы, было продано за $1,6 млн.

Брайан Гамильтон, владелец сайта Scottish Barony Titles, был посредником на той сделке. По его словам, каждый год примерно дюжина таких титулов получает новых владельцев. После изменений в законодательстве 2000 года шотландские и английские баронские титулы принадлежат не земным наделам, а землевладельцам и могут быть куплены, как любое другое имущество. «Большинство моих клиентов, — добавляет Гамильтон, — имеют высшие титулы. Герцог Гдетотамский немного потеряет, избавившись от нескольких баронских титулов». (Барон — низший титул в английской иерархии титулов высшего дворянства. — Прим. ред.)

Феодальный барон и феодальный лорд — старейшие титулы Великобритании. Сегодня в них три составляющие: собственно титул, манориальные земли и манориальные права, — причем все три части могут существовать как вместе, так и по отдельности. Права обычно своеобразные: право на береговую полосу, затопляемую приливом, и остатки кораблекрушения (береговое право), право на охоту, водное право (право распоряжаться водой из реки). Феодальные лорды могут выпасать свиней на желудях (право выпаса животных в лесу), а также добывать торф (право добычи торфа) и полезные ископаемые (обычно это гравий, но, например, лорду Ист-Хэмскому позволено раскапывать поле футбольного клуба West Ham United). Другие привилегии простираются от назначения городских глашатаев до права держать плевательницу суверена. Часто сохраняется также право на свободные (общественные) земли, например поросшие травой.

Роберт Смит — председатель Манориального общества, основанного в 1906 году. Среди членов общества около 2000 лордов и баронов. Смит — ярый защитник дворянских привилегий: «Однажды я организовал продажу титула лорда Уорксопского. В его обязанности, в частности, входит поддерживать руку суверена со скипетром во время коронации. Когда весть об этом дошла до суда по вопросам коронации (Court of Claims, специальный орган, который занимается организацией коронаций. — Прим. ред.), поднялся страшный шум и на меня обрушился шквал телефонных звонков. Звонившие говорили, что я не имел права этот титул продавать. А я ответил: “Еще как имел!” Джон Хант, вышедший на пенсию транспортный рабочий из Уорксопа, щедро заплатил за титул. И теперь я с интересом жду следующей коронации…»

Смит уверяет, что многие из тех, кто приобрел титул, активно вкладывают в развитие местных населенных пунктов. Его клиенты — главным образом британцы. 30% составляют американцы, есть немного европейцев и растущее число японцев.

В 70-е годы ХХ века титул лорда стоил в среднем несколько сот фунтов, сейчас — около $16 000. Как и в случае с другими активами, в 80-е и в середине 2000-х, в условиях экономического подъема, цены сильно поднялись, но с тех пор упали примерно на 25%. Более редкие титулы шотландских баронов, которые Burke’s Peerage (авторитетный справочник по истории королевских семей и благородных родов Великобритании и других стран. — Прим. ред.) назвал «деликатесом среди титулов», продаются за $105 000 и выше. Смит говорит, что на рынке существует устойчивый спрос, связанный с выгодами и преимуществами, которые эти титулы дают. Его лучшая сделка была заключена в интересах графа Спенсера, который в 1996 году продал титул лорда Уимблдонского за $270 000. Купля-продажа была хитро спланирована — она состоялась как раз в период одноименного теннисного турнира.

К сожалению, помимо авторитетных экспертов, продающих законные титулы, существует масса интернет-сайтов, рассчитанных на то, чтобы обобрать доверчивых людей. Многие «титулы» сопровождаются инструкцией, как изменить имя, например, с Джо Блоггс на лорд Блоггс. Другие сайты торгуют крохотными наделами ($50 за квадратный фут) на Шотландском нагорье, к каждому из которых прилагается титул «лэрд». Лорд Лайон, известный в Шотландии специалист по геральдике, говорит, что это полная чушь: «лэрд» в здешних местах означает «землевладелец», так что лэрдами являются большинство шотландцев.

Ричард, 7-й граф Брэдфордский, настолько всем этим возмущен, что создал сайт Faketitles.com, где предупреждает о подобном мошенничестве: «В акре 43 560 кв. футов, так что получается немыслимая сумма — $1 626 300 за акр, вероятнее всего, малоплодородной земли, красная цена которой от силы $160». А поменять имя «проще простого»: «Чтобы это сделать, вообще не надо никому ничего платить».

Стивен Хоз является советником агентства недвижимости Strutt & Parker, которое занимается аукционной продажей титулов. Он говорит, что тратить большие суммы без привлечения юриста весьма неосмотрительно, и считает необходимым проинформировать всех о недавних изменениях в законах о манориальных правах: «Пока еще не всем известно о том, что новые законы предполагают упрощение владения собственностью, в том числе титулами феодальных лордов. Парламентский акт о регистрации земли от 2002 года требует, чтобы все манориальные права были зарегистрированы до октября 2013 года, иначе все они будут утрачены».

Хоз отмечает, что для покупателя прилагающиеся потенциальные привилегии, возможно, самая привлекательная сторона титулов. «Манориальный лорд может получить невероятно ценные права, о которых он даже не подозревает. Я проводил исследования для одного клиента, и выяснилось, что у него есть права на общественные земли. Я обеспечил ему шестизначную сумму в обмен на допуск на его территорию, чтобы могло возобновиться масштабное жилищное строительство».

Многие лорды, которые знают о своих привилегиях, облагают данью коммунальные предприятия, которые хотят возводить на их землях какие-то строения (это возможно даже в тех случаях, когда у владельца титула нет и квадратного фута земли, — обычно он имеет права на недра на территории всего поместья). И сегодня многие фирмы и телекоммуникационные компании хорошо осведомлены о необходимости спрашивать разрешения на проведение соответствующих работ.

Британская юридическая фирма Farrer & Co дает потенциальным инвесторам свой совет. На ее сайте читаем: «Если смотреть в будущее… вещи, которые сейчас не имеют никакой ценности, через 50 лет могут оказаться весьма дорогостоящими». Право на недра может быть полезным не только с точки зрения имеющихся минеральных ресурсов, но и как источник платы за «беспокойство»: «Застройщики обычно любят, чтобы земля передавалась им без каких-либо обременений, поэтому… часто готовы платить отступные тому, кто уступит им свои права». Стивен Хоз добавляет: «Предполагается, что права на береговую полосу, затопляемую приливом, принадлежат королеве, но реально ими распоряжается лорд — и там начинают бурно развиваться шельфовые ветряные электростанции».

А пока суд да дело, Роберт Смит размышляет о преимуществах, которые дает титул лорда: «Я знаком со многими представителями элиты, и большинство из них люди состоятельные (хотя этого не афишируют) — в третьем поколении, как это часто бывает, тем не менее они решили обзавестись титулом. Так что и в этом смысле, да, я бы назвал титулы неплохим вложением».

Источник: Ведомости

Популярные новости

To Top