А вы знаете, ...

Звездная очередь в Роспатент

Отечественные «селебритиз» в уходящем году как никогда активно кинулись регистрировать свои имена, фамилии и псевдонимы в качестве товарных марок. Артисты эстрады, кино, спортсмены и политики впервые начали обращаться в Роспатент еще в конце 1990‑х, но только сейчас стало можно говорить об уже сложившемся тренде. С 2011 года свои заявки на регистрацию подали три десятка завсегдатаев первых полос глянцевых журналов. Цели у всех разные: кто-то просто не хочет, чтобы его имя использовали в коммерческих целях посторонние люди, а кто-то серьезно занимается развитием собственного параллельного бизнеса.

Первопроходцами в деле официального брендирования собственного имени стали в свое время Алла Пугачева и Филипп Киркоров. Их примеру последовали другие артисты. Однако лишь после того, как гимнастка и депутат Госдумы Алина Кабаева превратила свое имя в товарный знак в 2011 году, Роспатент стал модным местом для многих известных людей, желающих юридически оформить свое имя в качестве торговой марки. Анна Чапман, Тимур Юнусов, более известный как певец Тимати, Дима Билан, Алсу, экс-солистка «Блестящих» Юлия Ковальчук, телеведущий Андрей Малахов уже успели это сделать. Решили не отставать от Алины и спортсмены. Помимо Кабаевой свое имя зарегистрировали пловец Владимир Сальников, футболист Андрей Аршавин, подал заявку на регистрацию боксер-профессионал Дмитрий Пирог.

По словам Тимура Юнусова, регистрация сценического имени сделана для того, чтобы законно отстаивать свои интересы при развитии бизнеса. «Я произвожу одежду под своим брендом — Black Star by Timati. Мы открыли за год 20 магазинов по России, и рост бизнеса за этот период — 3500%, я считаю это большим результатом, — рассказал РБК daily певец. — На 2013 год планы не менее амбициозные: открыть еще более 50 магазинов не только в России, СНГ, но и по всему миру». В России с соблюдением авторских прав пока по-прежнему плохо, несмотря на вступление страны в ВТО, заметил он.

Представитель Юлии Ковальчук Алена Штефан заявила, что выпуска продукции под ее именем не планируется. «Регистрация — это скорее мера предосторожности», — отметила она.

Гендиректор юридической фирмы «Ай Пи Про» Александр Леонов говорит, что чаще всего свои имена регистрируют дизайнеры (Алена Ахмадуллина, Денис Симачев, Вячеслав Зайцев, Игорь Чапурин, Кира Пластинина, Валентин Юдашкин) и звезды шоу-бизнеса (Сергей Зверев, Владимир Винокур, братья Запашные и Мстислав Запашный).

Иногда встречаются среди правообладателей товарных знаков и политики. К примеру, Владимир Жириновский, зарегистрировавший товарные знаки для различных товаров, таких как табачные изделия, безалкогольные напитки, предметы одежды. Вдова юмориста и губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова Галина зарегистрировала имя мужа по 33‑му классу (водка, вина).

Существует еще одна тенденция: помимо имен реальных людей в Роспатенте регистрируются фиктивные фамилии. Среди одежных или обувных брендов существует довольно много товарных знаков в виде зарубежных имен и фамилий, которые не имеют никакого отношения к каким-то реально существующим иностранцам, рассказал партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Евгений Ариевич. Яркий пример — обувная марка «Карло Пазолини». Часто оформляются также права на фамилии, которые имеют налет русской исконности (Махеев, Шустов, Виноградов).

Достаточно частыми, по словам г-на Леонова, являются случаи, когда известная личность регистрирует на себя как на индивидуального предпринимателя товарный знак в отношении сразу нескольких классов международной классификации товаров и услуг. В частности, Филипп Киркоров является правообладателем товарного знака, зарегистрированного почти для всех классов товаров. В таком случае можно фактически продать права на его использование заинтересованному лицу — любому ликеро-водочному заводу или масложировому комбинату. Таким образом, правообладателю не нужно налаживать собственное производство, а можно просто получать доход от своего товарного знака.

Стоимость лицензионного соглашения на использование товарных знаков, связанных с известными людьми, может достаточно сильно варьироваться. На практике существует два способа оплаты лицензий, рассказывает г-н Ариевич. Первый — это разовый платеж за использование знака, но этим способом все реже пользуются. Второй, более распространенный — лицензиаты платят роялти, размер которого зависит от объема производства или продаж.

В то же время в России существует политический риск при регистрации имен. Г-н Ариевич напоминает о попытке зарегистрировать в качестве бренда название музыкальной группы Pussy Riot. «В российском законодательстве действует норма, которая раньше достаточно редко применялась — это противоречие товарного знака общественным интересам, — говорит эксперт. — Поскольку ролики Pussy Riot были признаны судом экстремистскими, то легко подвести заявку на регистрацию Pussy Riot под эту норму закона, указав на противоречие общественным интересам».

РБК daily

Популярные новости

To Top