HоRеCа. Фастфуд. Общепит

Созидание на кофейной гуще

Сеть кофеен «Шоколадница» близка к покупке своего основного конкурента «Кофе Хауз“. Если сделка состоится, оборот „Шоколадницы“ может увеличиться в полтора раза, превысив $450 млн, а в распоряжении объединенной компании окажется почти 650 кофеен, притом что у ближайших конкурентов Coffeeshop, Starbucks и „Кофеина“ на троих всего 190.

Как стало известно «Коммерсанту», сеть кофеен „Шоколадница“ Александра Колобова близка к покупке сети „Кофе Хауз“ Тимура Хайрутдинова, рассказал источник, знакомый с ходом переговоров, менеджер компании-консультанта на рынке торговой недвижимости и совладелец конкурирующей сети „Шоколадницы“ и „Кофе Хауза“. Сделка еще не закрыта, но находится в высокой стадии готовности. „Кофейни, где сейчас располагается ‘Кофе Хауз’, займет ‘Шоколадница’“,— заявил один из них.

По данным „СПАРК-Интерфакс“, „Кофе Хауз“ принадлежит офшору „Энор Энтерпрайсиз“, который связывают с Тимуром Хайрутдиновым, и банкирам Кириллу Якубовскому (16%), Сергею Радченкову (16%), Андрею Вдовину (17%), а также гендиректору сети Владиславу Дудакову (5%). Сергей Радченков утверждает, что не является акционером „Кофе Хауза“ с 2009 года. „Акции были получены под залог кредита, который выдавал Экспобанк в 2008 году, после его погашения владение прекратилось“,— уточняет он. Андрей Вдовин передал через представителя, что не имеет отношения к „Кофе Хаузу“. С Владиславом Дудаковым и Кириллом Якубовским связаться не удалось.

„Кофе Хауз“ и „Шоколадница“ — крупнейшие в Москве сети кофеен, открывшиеся с разницей в год — в 1999 и 2000 году соответственно. Тимур Хайрутдинов развивал свою сеть, привезя идею из Италии, а Александр Колобов взял за основу „Шоколадницу“ рядом со станцией метро „Октябрьская“, которая существовала там с 1964 года. „Кофе Хауз“ развивалась быстрее и до 2011 года опережала „Шоколадницу“ по количеству точек. Сейчас лидирует „Шоколадница“: 420 точек, из них более 230 в Москве, 100 в регионах и 90 франчайзинговых. У „Кофе Хауз“ 226 собственных кофеен по всей России. По оценкам генерального директора „INFOLine-Аналитика“ Михаила Бурмистрова, доля „Шоколадницы“ на московском рынке кофеен (включая область) составляет 15%, в Санкт-Петербурге — 3%, доля „Кофе Хауза“ — 5% и 8% соответственно. У каждого предпринимателя есть другие ресторанные бренды. Тимур Хайрутдинов развивает „Азия кафе“ (семь заведений) и „Винегрет“ (две точки). Александр Колобов занимается сетью суши-кафе „Ваби-Саби“ (около 30 в Москве и регионах), израильскими шоколад-барами Max Brenner, а также закусочными Burger King (более 170 точек в России) в партнерстве с „ВТБ Капиталом“. Новые помещения, которые „Шоколадница“ может получить от „Кофе Хауза“, пригодятся для развития других брендов, не исключает гендиректор консалтинговой компании „Ресткон“ Елена Перепелица, так как у обеих сетей есть точки, расположенные рядом.

Участники рынка, опрошенные „Коммерсантом“, затруднились оценить потенциальную стоимость сделки. „Ориентироваться только на показатели оборота ‘Кофе Хауз’ некорректно, так как необходимо учитывать и стоимость бренда, который является одним из крупнейших в сегменте“,— поясняет один из них. Когда „Кофе Хауз“ оформлял кредит под залог акций в 2008 году, 49% были оценены в $50 млн, а ее оборот на тот момент — в $150 млн в год. С тех пор сеть выросла на 36 точек, а оборот, по оценкам Михаила Бурмистрова,— до $160 млн. Оборот „Шоколадницы“, по его подсчетам, составляет $300 млн (без учета франчайзинга).

Емкость рынка кофеен Москвы и близлежащих районов Московской области в денежном выражении составила более $2 млрд, оценивает „INFOLine-Аналитика“. Но популярность кофеен в России снижается. По данным Synovate Comcon, по итогам 2013 года они были на втором месте по посещаемости в стране: в кофейни ходили 18,1% населения. К концу первого квартала этого года посещаемость кофеен упала до 13% (их опережают рестораны фастфуд — 19,7%, суши-бары — 16,4% и пиццерии — 15%). Средний чек в кофейне составляет 367 руб., по сравнению с первым кварталом 2013 года он вырос на 9 руб. Крупнейшие участники рынка кроме „Шоколадницы“ и „Кофе Хауз“ — Coffeeshop (81), Starbucks (более 75) и „Кофеин“ (более 30).

Представители „Шоколадницы“ и „Кофе Хауз“ от комментариев отказались.

Популярные новости

To Top