Общепит: тут у нас

Обеденный перерыв исчерпан: офисным столовым не хватает клиентов

Horeca, ресторан, предприятие общественного питание
GETTY IMAGES

В этот кризис столовые в офисах и на производствах пострадали больше, чем другие заведения общепита. По данным NPD Group, за семь месяцев с начала пандемии трафик в сегменте сократился примерно на 50%. Восстановления спроса здесь может не произойти: работники вряд ли вернутся в офисы в полном составе даже после окончания пандемии. Это вынуждает операторов столовых покидать рынок либо диверсифицировать существующий бизнес, пишет издание «Коммерсантъ».

С апреля по октябрь 2020 года трафик в офисных столовых упал на 55% год к году, а в расположенных на производствах точках — на 49%. В среднем показатель в сегменте снизился примерно на 50% за этот период. Такие подсчеты сделала NPD Group по запросу “Ъ”.

В прошлом году количество посетителей в столовых оставалось на уровне 2018 года, уточняют аналитики. Эксперты на рынке полагают, что речь может идти про самый пострадавший от кризиса сегмент на рынке общепита.

Падение трафика объясняется массовым переводом россиян из офисов на удаленный формат работы из-за пандемии и тем, что сотрудники на производствах начали чаще брать обед из дома ради безопасности. Часть столовых также могла быть закрыта, чтобы минимизировать места массовых скоплений людей.

В бизнес-центрах ГК Stone Hedge — Neo Geo и 7One — около 20% сотрудников продолжают работать удаленно. В начале зимы посещаемость одного из бизнес-центров оператора была на уровне 4,5 тыс. человек в день, а сегодня — 3,7 тыс. человек.

В «Дельта Плаза» столовой управляет несетевой оператор. Для продолжения работы расходы точки были оптимизированы: столовая сократила время обслуживания гостей и увеличила ассортимент блюд навынос. Столовые Stone Hedge также были вынуждены оптимизировать график. При этом, небольшие точки питания — кафе, еда навынос и фастфуд — смогли возобновить работу в штатном режиме.

Работающие в сходном со столовыми формате рестораторы также фиксируют отток посетителей. Гендиректор сети Gagawa Ленар Кутлин говорит, что в ноябре 2019 года на ланчи приходилось около 34% от всего трафика в сети, а сегодня — 27,6%. Сеть «Грабли» наблюдает падение выручки в своих ресторанах на 35% после начала кризиса, рассказывает ее коммерческий директор Александр Рожниковский. Чтобы диверсифицировать бизнес, оператор запустил пилотные микромаркеты с готовой едой, тестирует формат dark kitchen (работает только на доставку), разработал линейку готовой кулинарии для розницы. По словам господина Рожниковского, новые направления должны перекрыть убыток сети от кризиса. В сети «Грабли» не исключают, возможно, начала поставки блюд в медицинские учреждения. Эксперты сомневаются, что заведениям общепита, обслуживающим работников, удастся когда-либо полностью восстановить трафик.

Как отмечают эксперты, сотрудники вряд ли вернутся в полном составе в бизнес-центры, так как многие предпочтут работать удаленно и после окончания пандемии. При этом сами столовые — не очень маржинальный бизнес, и многие операторы сейчас вынуждены либо уходить с рынка, либо сокращать площади и перезаключать договоры. По прогнозам Infoline, оборот всего рынка общепита в РФ в этом году сократится на 35% год к году, до 1,7 трлн руб. год к году.

Популярные новости

To Top