Общепит: тут у нас

Формат to go набирает долю на рынке

Кофе

В 2018 году количество заведений на российском рынке общепита выросло более чем на 15%, пишет газета «Коммерсантъ» ссылаясь на данные исследования сервиса «2ГИС». Активнее всего развивался формат to go: число точек, продающих напитки навынос, увеличилось более чем вдвое. Эксперты, впрочем, предупреждают, что высокая конкуренция в этом формате может обернуться последующей волной закрытий.

Рост числа заведений общепита в России ускорился, следует из данных исследования сервиса «2ГИС» (проводилось в 16 городах-миллионниках). Если в 2017 году их количество увеличилось на 5%, то по итогам прошлого — на 15%. Основным драйвером роста стал формат to go: заведений по продаже навынос кофе, чая, фрешей и безалкогольных коктейлей стало больше на 57%. В NPD увеличение числа заведений всего российского рынка общепита в 2018 году оценивают скромнее — только в 5%.

Участники рынка связывают бум в сегменте to go с низким порогом входа. Так, например, инвестиции в открытие заведения под франшизой «Правда кофе» составляют 850 тыс. руб., паушальный взнос — 350 тыс. руб. Но в то же время, отмечает основатель сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман, процент закрытия подобных заведений также высок, так как легко ошибиться с выбором места и не всем предпринимателям хватает опыта ведения бизнеса. «Всем кажется, что чем дешевле заведение, тем больше будет спрос, но на самом деле здесь нет прямой зависимости. Уже сейчас между ними наблюдается большая конкуренция при практически отсутствии разницы в предлагаемом продукте»,— рассуждает госпожа Цфасман.

Эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова полагает, что рост, в частности, мини-кофеен связан в первую очередь с модой на кофе: его заказы в 2018 году выросли на 12%. Она объясняет это доступными или фиксированными ценами на чашку кофе, которые стали предлагать кофейни и заведения фастфуда. В целом в сегменте кофеен NPD уже второй год подряд наблюдает замещение традиционных кафе с широким меню и полным обслуживанием мини-кофейнями. «По нашим данным, количество кафе с полным обслуживанием сократилось в 2018 году на 4%»,— сказала госпожа Лапенкова. О растущей любви россиян к кофе говорит и гендиректор «Урбан кофикс Раша» (сеть кофеен Cofix) Александр Мехришвили, отмечая появление все большего числа заведений, которые предлагают кофе навынос.

Следующим по темпам роста сегментом стали кулинарии — их количество за год выросло на 43%. На третьем и четвертом местах оказались кофейни и кондитерские — этот сегмент за год прирос на 28%. Количество новых ресторанов при этом увеличилось на 7%, число кафе осталось на уровне 2017 года.

По мнению директора департамента маркетинга и PR сети Prime (специализируется на продаже еды и напитков навынос) Марии Лошковой, кулинария сегодня — это формат цивилизованных столовых, представляющих собой небольшие заведения с качественной едой, без запахов и с приятным интерьером. «Рост популярности этого формата связан с тем, что люди начинают экономить: все привыкли есть вне дома, однако питаться в ресторанах становится все накладнее»,— объясняет она.

В то же время, как указано в исследовании «2ГИС», пользователи приложения этого сервиса чаще всего ищут кафе и рестораны — 25% и 23% от общего числа запросов, тогда как на поиск кулинарий или мини-кофеен пришелся всего 1% запросов. «Это говорит о том, что люди не ищут такие заведения специально, а заходят в них по пути. Ведь такие точки, как правило, открываются в местах с активным пешеходным трафиком»,— отмечается в исследовании. Госпожа Лошкова, однако, с этим не согласна: по ее словам, кулинарии располагаются чаще на второстепенных улицах с более низкой арендной платой, выходить на первые линии для них пока дороговато.

Популярные новости

To Top