HоRеCа. Фастфуд. Общепит

Еду из «Макдоналдса» подали суду. Сеть взяли под «Общественный контроль»

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» вчера обратилось в Тверской суд Москвы с иском к сети «Макдоналдс», требуя обязать компанию указывать на упаковках полный пищевой состав ее продукции. Разбирательству предшествовала тяжба «Макдоналдса» с налоговиками, в которой сеть доказала, что продает часть продукции не как ресторан, а как обычный магазин и потому может платить НДС в 10% (против 18% для ресторанов). В «Общественном контроле» считают, что при такой логике сеть должна раскрывать, из чего состоят ее гамбургеры и коктейли, как это делают обычные магазины.

Иск «Общественного контроля» подан в Тверской суд Москвы к ЗАО «Москва-Макдоналдс» (стопроцентная дочерняя компания корпорации McDonald’s). В обществе считают, что сеть должна раскрывать на своих упаковках полный пищевой состав продукции, а не ограничиваться информацией о содержании белков, жиров и углеводов.

Поводом для разбирательства послужила другая тяжба «Макдоналдса». Столичное управление Федеральной налоговой службы требовало с сети 487,3 млн руб. за незаконное, по ее мнению, использование в 2006-2007 годах льготной 10-процентной ставки НДС. В 2011 году фастфуду удалось доказать в Федеральном арбитражном суде Московской области необоснованность претензий на том основании, что компания занималась реализацией продуктов (а значит, могла использовать ставку НДС в 10% для торговых точек — против 18% для ресторанов). В определении суда говорится, что продажа сетью «молочных коктейлей, молочного мороженого, молока, крыльев куриных, котлет куриных, креветок, соков, йогуртов и пирожков с начинками является реализацией продовольственных товаров».

В «Общественном контроле» претензии объясняют именно этой логикой. Председатель общества Михаил Аншаков говорит, что «Макдоналдс» фактически «назвался сетью магазинов», но при этом не соблюдает закон: «На этикетке колбасы в магазине указан ее полный состав. То же должно быть и с гамбургерами». В «Общественном контроле» также сетуют, что в ходе проведенной обществом экспертизы образцов молочных коктейлей сети в них было найдено пальмовое масло. «По закону такой коктейль может называться лишь молокосодержащим, но не молочным»,— считает господин Аншаков.

В ЗАО «Москва-Макдоналдс» претензии отвергли. В компании сообщили, что смесь для изготовления коктейлей поставляет компания «Эрманн» и на нее у «Макдоналдса» имеются все сертификаты. Саму сеть в ЗАО «Москва-Макдоналдс» назвали «предприятиями быстрого питания», которые на законных основаниях используют сразу две ставки НДС. Так, 10-процентная ставка применяется для части «продуктов меню», «к остальным позициям применяется ставка в 18%».

Гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица называет такую схему вполне законной. По ее словам, одно юрлицо может владеть магазином и рестораном, «не разделенными территориально», оперируя при этом разными ставками НДС. Однако в ресторанном бизнесе эта схема почти не используется. «Большинство предприятий не готовы судиться с налоговой, к тому же у них не так много товаров, которые бы продавались клиенту в изначальном, необработанном виде»,— говорит она. В случае с «Макдоналдсом» «огромные обороты создают смысл экономии, например, на упакованных кетчупах», уверена госпожа Перепелица.

Опрошенные «Ъ» эксперты сомневаются в успехе иска «Общественного контроля». Адвокат юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Алина Топорнина считает, что для этого обществу предстоит доказать суду, что «Макдоналдс» является именно торговой сетью. Однако госпожа Перепелица говорит, что раскрывать содержание продукции должны и рестораны, однако они не обязаны делать это именно на упаковках продуктов. Добавим, что это уже не первое разбирательство «Общественного контроля» с фастфудом. В 2007 году общество пыталось через суд запретить «Макдоналдсу» оборудовать в ресторанах летние веранды, поскольку клиенты сети, по мнению общества, могли получить ожоги при выходе на улицу с подносами с едой. Иск был отклонен судом. Между тем судебные претензии к сети поступают регулярно, так, только в 2011 году Тверской райсуд рассмотрел три иска к ЗАО «Москва-Макдоналдс», удовлетворив лишь один из них.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top