От первого лица

Рамаз Чантурия («Росчайкофе»)

Кофе — биржевой товар, цены на него формируются на биржевых площадках, они подвержены многим факторам, не только реальному балансу спроса и предложения на товар и ожиданиям. Есть ряд спекулятивных факторов, которые могут влиять на повышение и понижение стоимости. Все понимают, что биржевая торговля — это инструмент фиксирования цен в отложенной перспективе. Не только реальные производители кофе заключают такие контракты, но и просто спекулянты.

Взлет и падение цены происходят очень часто, к этому люди, занимающиеся биржевыми товарами, готовы. Контракты для любых крупных производителей, которые занимаются реальным производством, как правило, заключаются с определенной перспективой — как минимум на полгода, год. У крупных производителей уже есть заключенные контракты.

У нас есть два крупнейших производителя кофе в мире — это Бразилия, безусловный лидер, и Вьетнам, который также является очень крупным поставщиком. У нас есть прогноз по Бразилии, согласно которому урожай будет меньше, чем обычно. Соответственно, мировой рынок не досчитается кофе из Бразилии. Говорят, что Вьетнам ввиду погодных условий не сможет компенсировать недостаток бразильского кофе. Мы в текущем прогнозе исходим из того, что кофе будет меньше, чем спрос на него. Это прямой путь к увеличению стоимости, что мы и видим на бирже.

Оперативного изменения цен не стоит ждать, потому что у большинства производителей кофе законтрактован вперед, для них ситуация начнет меняться чуть позже, не сегодня, а через полгода. Это, безусловно, коснется и России. Кофейное сырье поступает в Россию из кофепроизводящих стран и котируется, как правило, в долларах.

У нас порядка 80% кофе перерабатывается в России. Мы покупаем в основном зеленый кофе, сырье, привозим на территорию России беспошлинно и перерабатываем в основном на российских фабриках — соответственно, у нас есть доля рублевых расходов, что позволяет немного снизить давление валютных факторов и роста цен на бирже, но полностью его ликвидировать будет невозможно.

Если говорить про кофейные сети, то там стоимость чашки кофе формируется почти всегда независимо от стоимости сырья. Там наценки доходят до 1000% условно, поэтому изменение стоимости кофейного сырья в два раза никаким образом не повлияет на стоимость чашки в кофейне, на это влияют совершенно другие факторы. В заведении вы платите за сервис.

Рынок в ближайшие годы двигается к постоянному росту спроса на кофе, притом что мест его произрастания не становится больше. Это определенная проблема. У нас есть растущий спрос в Юго-Восточной Азии — это в первую очередь Китай. Там происходит рост потребления кофе. Это вызов, который стоит перед всеми кофейными производителями.

Рамаз Чантурия
Глава ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе»
специально для RNS

Популярные новости

To Top