Пищепром: тут у нас ...

Российское вино. Есть ли будущее у отечественных марок?

Вино, линия по розливу игристого вина

В последнее время много говорят о том, что происходит в отечественном сельском хозяйстве, — политические события, санкции и контрсанкции сделали актуальным вопрос о том, что у нас хорошо получается производить самим, а что — не очень. Помимо сыров, мяса и зерна в этом списке часто фигурирует и вино. Российские вина все чаще обсуждают и в социальных сетях. Блогеры открывают для себя эту тему и пишут: «Поразительно — я недавно с удовольствием попробовал российское!» Или наоборот: «Сколько бы ни стоили иностранные вина, все равно я буду покупать их, в России нет и не может быть никакого виноделия!» Так как же обстоит ситуация с российским вином на самом деле? По этому вопросу выссказал свое мнение, специально для ТАСС, РУДЕНКО Денис, российский винный эксперт и критик.

Удивительно, но, несмотря на, казалось бы, выгодную рыночную (высокий курс доллара и евро по отношению к рублю) и маркетинговую (интерес общества к российским винам) конъюнктуру, ситуация с российским вином далеко не такая радужная. Производство вина в России за последние десять лет неуклонно снижается: с 54 млн декалитров в 2010 году до 32 млн декалитров в 2017 году (по данным Союза виноградарей и виноделов России). За этот же период розничные продажи сократились более чем на 25%. Ежегодный рост цен на вино составляет от 9% до почти 20%, а средняя розничная стоимость литра вина выросла за этот период более чем на 150 рублей — с 234 до 394 рублей.

С чем связаны трудности?

Дело в том, что собственного винограда в России очень мало. Фактически, виноградарство неплохо развито лишь в нескольких регионах страны: Краснодарском крае, Республике Крым, Дагестане и Ростовской области. Локально производится не более 30–35% винограда, необходимого даже для тех небольших объемов отечественного вина, которые мы потребляем.

Несмотря на многочисленные заявления о необходимости развития отрасли в стране, производство винной ягоды растет медленными темпами.

В скорости прироста виноградников Россия отстает не только от мирового лидера, Китая, но и от почти всех стран Нового Света — Чили, Аргентины, Новой Зеландии. Связано это с множеством причин: с достаточно сложным регулированием алкогольного рынка в России (оно во многом ориентировано на контроль за производителями водки, а виноделам приходится «жить по водочным законам»), высокими рисками виноградарства в условиях неидеального климата, высокой ценой кредитных денег и некоторыми иными обстоятельствами.

Вино-триумфатор

Но хватит о грустном! А что же происходит у нас с качеством производимого вина?Тут ситуация намного интереснее. За последние 10–15 лет в стране сложился круг производителей, которые не только стабильно производят неплохие вина, но и продолжают улучшать их качество. За период с 2010 по 2018 год российские вина многократно принимали участие в международных винных конкурсах в Лондоне, Берлине, Гонконге, и множество из них получило награды самой высокой пробы. Вино «100 оттенков красного. Саперави 2015» и вовсе стало триумфатором: ведущий винный журнал «Декантер» в 2017 году присудил ему премию «Лучшее красное вино Центральной и Восточной Европы в своей категории» с оценкой 95 баллов из 100 возможных.

Мировые эксперты, ежегодно приезжающие в Россию для судейства нашего национального конкурса «Кубок Союза виноградарей и виноделов России», неизменно отмечают совершенно адекватное качество и современный, соответствующий всем мировым трендам стиль производимых в России вин. Британский винный эксперт Оз Кларк, бывший председателем жюри, отмечал, что качество российского вина растет достаточно быстро и в последние три-четыре года поменялось кардинально: наши лучшие вина вплотную приблизились к международному уровню. Даррел Джозеф, независимый винный эксперт, регулярно бывающий в России, подчеркивал: «Еще 30 лет назад никто не знал о вине из Новой Зеландии, а 20 лет назад — о вине из Чили, а сегодня это ведущие винодельческие страны мира. Я думаю, что если все сложится удачно, то у России есть самые завидные перспективы в этом направлении».

Виноградники Крыма

Присоединение Крыма в 2014 году дало дополнительный импульс развитию отечественного виноделия. Произошло это, однако, не за счет расширения площади виноградников (качественные виноградники Крыма, как показала инвентаризация, занимают не очень большую площадь — многие пребывали просто в плачевном состоянии), а из-за значительного увеличения профессионального сообщества. Расширился круг общения, активизировался обмен опытом, стали исследоваться новые сорта, в частности автохтоны Крыма, такие как Кокур, Сары Пандас, Кефессия, Солдайя.

Одновременно сильно возрос и интерес со стороны потребителя, изменился подход крупных импортеров и дистрибьюторов. Еще каких-нибудь десять лет назад российского вина не было в портфеле ни у одного крупного игрока на рынке, а на сегодня почти все ключевые компании начали заниматься дистрибьюцией качественного отечественного вина. Наши марки достаточно прочно заняли места в винных картах российских (в первую очередь московских и санкт-петербургских) ресторанов: из более чем 100 ассортиментных листов, которые участвовали в конкурсе «Лучшая винная карта Russian Wine Awards», более 60% содержали хотя бы по несколько российских наименований.

Сложности малых виноделен

Однако, к сожалению, далеко не все наши вина таковы. Многие бутылки с надписью «российское вино» содержат достаточно низкокачественный продукт. Многие отечественные «винодельни» на самом деле таковыми являются лишь условно: они импортируют готовое вино из других стран в цистернах и лишь разливают его по бутылкам и картонным упаковкам (иногда подслащивая), но исходный продукт зачастую покупается по самым низким ценам в Испании, ЮАР, Узбекистане и других странах. Вызвано это во многом достаточно сложным законодательным регулированием и высокими накладными расходами, которые приводят к тому, что в России малым винодельням очень трудно быть экономически эффективными.

Если в Европе может спокойно существовать и приносить прибыль винодельня с участком один-два гектара виноградников, то у нас точка безубыточности начинается где-то в районе 100 гектаров, а это совсем другие мощности и совсем другая система организации. Малым винодельням приходится существенно «задирать» цены на свою продукцию, делая ее, зачастую, малодоступной для широкой аудитории. Другие «винодельни» решают просто не иметь дела с отечественным виноградом, импортировать готовое вино и только разливать его по бутылкам.

Уникальный стиль вина

Так как же покупателю отличить одно от другого? К сожалению, универсального механизма практически не существует. Небольшой подсказкой может являться надпись «Вино защищенного географического указания» на этикетке, которая означает, что оно произведено из местного винограда. Но гораздо более действенным может стать использование экспертного гида по российским винам, которых у нас уже целых два: авторский гид Артура Саркисяна, в котором приведены описания всех лучших российских виноделен и их вин, и недавно появившийся гид Роскачества. Для составления последнего привлекалась широкая комиссия винных дегустаторов, которые оценили несколько сотен отечественных вин из розничных магазинов.

Стоит ли пробовать российские вина? На мой взгляд — да. Дело в том, что выращиваемые у нас сорта винограда — Красностоп Золотовский, Саперави, Кокур, Кефессия — придают вину совершенно уникальный и интересный стиль.

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью

Популярные новости

To Top