Молочная отрасль. Мороженое

«Вимм-Билль-Данн» обосновался на земле

«Вимм-Билль-Данну» удалось после года судебных тяжб вынудить мэрию Москвы продать ему 12,24 га под Лианозовским молочным комбинатом. За землю на Дмитровском шоссе компания заплатит около $3,2 млн, то есть в пять раз меньше ее кадастровой стоимости.

В начале июля кассация подтвердила решение арбитражного суда Москвы, обязавшего столичный департамент земельных ресурсов (ДЗР) продать «Вимм-Билль-Данну» (ВБД входит в PepsiCo) 12,24 га на Дмитровском шоссе, владение 108. По этому адресу расположен Лианозовский молочный комбинат — одна из крупных производственных площадок ВБД. Компания, арендовавшая участок в 1994 году, первый раз пыталась выкупить его в 2009 году, следует из материалов суда. Вторая попытка была предпринята в декабре 2010 года: как раз в то время PepsiCo объявил о приобретении 66% ВБД у Гавриила Юшваева, Давида Якобашвили, Сергея Пластилина и их партнеров (сейчас PepsiCo принадлежит 100% ВБД).

Департамент, как сообщил его представитель, не будет оспаривать постановление кассационной инстанции. В PepsiCo на запрос не ответили. По требованию компании участок будет ей продан за 100,156 млн руб. (около $3,2 млн). Примерно в такую сумму могут обходиться ВБД ежегодные платежи в бюджет за аренду участка, подсчитал гендиректор «Земельных дел конторы» Илья Свиридов. Он напоминает, что по действующему законодательству собственники зданий могут выкупить участки под ними по льготной цене: в Москве и Санкт-Петербурге за 20% от кадастровой стоимости, в других регионах — за 2,5%. Выходит, что кадастровая стоимость участка под комбинатом в Лианозово составляет 500,78 млн руб. ($16 млн). Это почти рыночная цена для земель промышленного назначения в Москве, но если получить разрешение на застройку участка, то стоимость земли может взлететь до $75-100 млн, добавляет господин Свиридов.

Последние данные по финансовым показателям ОАО «Вимм-Билль-Данн» датированы 2010 годом, по итогам которого выручка достигла $2 млрд. Годовой оборот PepsiCo в России, где концерну кроме ВБД принадлежит «Пепсико Холдингс» (напитки), «Фрито Лей Мануфактуринг» (снэки), «Лебедянский» (соки), составляет $5 млрд. Глобальная выручка в 2011 году — $66,5 млрд.

ВБД выкупает участок не для застройки, говорит источник, близкий к компании. По его словам, производитель торопился получить в собственность землю, так как льготный период выкупа истекает 1 июля этого года. Если компания захочет поменять назначение участка и застроить его, то придется заплатить всю кадастровую стоимость.

В свое время именно Юрий Лужков, будучи мэром Москвы, настоял, чтобы федеральные власти установили льготную цену выкупа земель в столице на уровне 20% от кадастровой стоимости. «При этом же сама мэрия добровольно не продавала участки тем, кому это было положено. Так было и при прежнем мэре, и при нынешнем руководстве города»,— говорит партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Так, например, в 2010 году группе ПИК только через суд удалось выкупить по льготной цене у города 6 га под принадлежащим девелоперу Краснопресненским сахарорафинадным заводом у «Москва-Сити». Таким же образом пришлось действовать бизнесмену Борису Иванишвили для выкупа участка под бывшим заводом «Каучук» у станции метро «Фрунзенская», где строится жилой комплекс «Садовые кварталы» (в мае свои девелоперские активы господин Иванишвили продал группе БИН семьи Гуцериевых—Шишхановых). Изучив материалы кассационного суда, подсчитал, что только с начала этого года власти столицы вынуждены были продать по льготной схеме примерно десять участков общей площадью около 30 га. По данным ДЗР, сейчас в Москве из 95 тыс. участков в частной собственности только 4 тыс.

По словам господина Можаровского, причины сопротивления чиновников очевидны: городу выгоднее получать ежегодно деньги от арендаторов участков, чем единовременный платеж за выкуп по льготной схеме. У владельцев зданий свой резон выкупить участки под своей недвижимостью. Власти могут в любой момент изъять участок для своих нужд, продолжает юрист, но компенсировать ущерб владельцам недвижимости на изъятых землях часто приходится через суд.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top