Молочная отрасль. Мороженое

Молоко попробуют отслеживать по «Меркурию»

Эксперимент по маркировке готовой упакованной молочной продукции может начаться с 1 июля. Он продлится год, оператором станет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который уже занимается пилотными проектами по прослеживанию оборота табака и обуви. Единая система маркировки центра будет интегрирована с системой «Меркурий», против которой выступают некоторые участники рынка.

С 1 июля 2018 года в России планируется начать эксперимент по добровольной маркировке готовой молочной продукции. Оператором проекта должен выступить ЦРПТ (учрежден USM Holdings Алишера Усманова, «Ростеха» и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого). Об этом сообщается в протоколе совещания с участием представителей Минпромторга, Минсельхоза, Россельхознадзора, ЦРПТ и др. Эксперимент рассчитан на несколько этапов и должен завершиться 30 июня 2019 года. Центр определен оператором единой национальной системы маркировки, которая получила название «Честный знак».

Готовая молочная продукция с 1 июля должна также попадать под действие электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) в системе «Меркурий», оператором которой выступает Россельхознадзор. Сегодня ветеринарные сопроводительные документы для этой категории товаров необязательны. Против введения ЭВС выступали крупнейшие участники рынка Danone (бренды «Простоквашино», «Активиа», Actimel) и PepsiCo («Домик в деревне», «Веселый молочник», «Кубанская буренка», «Чудо»).

Три источника, знакомых с ходом обсуждения внедрения маркировки, говорят, что система ЦРПТ рассматривается как альтернатива ЭВС для упакованной продукции. Решение пока не принято, но оно в высокой степени готовности, утверждает один из собеседников “Коммерсанта”. В протоколе совещания указано, что Минсельхозу поручено рассмотреть возможность внесения изменений в приказы в части особенностей сопровождения готовой молочной продукции ветеринарными документами. Два источника говорят, что тот же вопрос обсуждался у вице-премьера Дмитрия Козака в конце мая. В материалах к той встрече говорится, что Минпромторг поддержал исключение готовой молочной продукции из перечня товаров, подлежащих ЭВС. Представитель господина Козака факт обсуждения вопроса подтвердил. В Минпромторге не ответили за запрос “Ъ”. В Россельхознадзоре переадресовали вопросы в Минсельхоз, там комментарий не предоставили.

Маркировка на базе системы ЦРПТ фактически единственный способ избежать сбоев с поставками готовой молочной продукции, так как «Меркурий» с такой категорией работать не может, уверен представитель одной из пищевых компаний. Из материалов к совещанию у господина Козака следует, что лишь 6% поставщиков молочной продукции готовы к внедрению ЭВС с 1 июля. Предполагается, что система ЦРПТ будет сопряжена c «Меркурием», говорит заместитель гендиректора центра Реваз Юсупов. «Меркурий» будет прослеживать сырое молоко от фермы до завода, а ЦРПТ — от завода до покупателя, поясняет он: «прослеживание готовой продукции на базе единой унифицированной системы маркировки эффективнее, чем через отдельную спецсистему, преимущества подхода — простота внедрения для бизнеса и экономия затрат для государства». Система ЦРПТ несет меньше рисков для рынка, чем «Меркурий», согласен исполнительный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов. «Маркировка носит уведомительный характер, что снижает риски остановки поставок. Кроме того, система ЦРПТ уже используется в других отраслях и показывает себя работоспособной и устойчивой к нагрузкам»,— говорит он. Сегодня ЦРПТ выступает оператором проектов маркировки табачных изделий и обуви. Оценить затраты на установку системы ЦРПТ собеседники затруднились. Господин Белов не исключил, что инвестиции сопоставимы с внедрением «Меркурия». Ранее в «Союзмолоке» оценивали стоимость интеграции ЭВС для одного завода в 200 млн руб.

Danone уже договорилась с ЦРПТ о внедрении пилотного проекта маркировки на своих предприятиях, сообщала компания. В пятницу там подчеркнули, что проект возможен, только если готовая молочная продукция будет исключена из списка товаров, подлежащих обязательной ЭВС. Интересуется технологиями ЦРПТ также PepsiCo. В компании отказались от комментариев. В Valio (бренд Viola) говорят, что продолжают готовиться к работе в системе ЭВС с 1 июля.

В X5 Retai Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») тоже считают целесообразной идею переноса контроля за оборотом молочных продуктов из «Меркурия» в единую систему ЦРПТ. Х5 и Metro готовы принять участие в пилотном проекте, но опять же при условии, что готовую продукцию выведут из-под действия ЭВС. Поддерживают проект маркировки готовой молочной продукции в системе ЦРПТ и в Роспотребнадзоре.

Популярные новости

To Top