Масложировая отрасль

Таможенный союз ужесточает требования к масло-жировой продукции

1 июля вступает в действие технический регламент Таможенного союза на масло-жировую продукцию. Он вводит в практику совершенно новые требования в интересах потребителей.

Теперь на упаковке маргаринов, спредов, топленых растительно-сливочных и растительно-жировых смесей и т.д. должно быть указано максимальное содержание насыщенных жирных кислот и транс-изомеров жирных кислот — в процентах от общего содержания жира. В этом году доля ограничений еще варьируется от 2 до 8% для одних видов продукции и до 20% — для других. Следующее ужесточение норм произойдет 1 января 2015 года. А вот с 1 января 2018 года во всех этих продуктах доля транс-изомеров не должна будет превышать 2%.

Насыщенные жирные кислоты содержатся в продуктах животного происхождения. В небольших количествах они организму необходимы, но их избыток приводит к ожирению, повышению уровня холестерина в крови, а значит, к риску развития сердечно-сосудистых заболеваний и даже некоторых видов рака. И об этом уже знают многие из тех, кто заботится о своем здоровье. О транс-изомерах знают меньше.

Растительные масла — оливковое, подсолнечное, хлопковое, соевое, рапсовое и прочие — содержат до 75-90% ненасыщенных жирных кислот, именно поэтому они полезнее животных жиров. Эти кислоты участвуют в процессах строительства новых клеток, обмена веществ, стимулируют иммунную защиту и т.д. Но беда в том, что чем их больше, тем труднее масло хранить. Справиться с этим недостатком в начале ХХ века помогла технология гидрогенизации, при которой через разогретое растительное масло пропускают под давлением водород. Получается твердая и устойчивая к окислению жировая масса — саломас. Из него делают маргарины, кондитерские, кулинарные и фритюрные жиры. Гидрогенизированные жиры оказались значительно дешевле сливочного масла, дольше хранились даже при комнатной температуре, их можно было многократно использовать при жарке. Поэтому они и стали основой индустрии фастфуда.

Тогда никого не смущал тот факт, что при гидрогенизации меняется пространственная структура молекул жирных кислот — примерно 60% из них «сворачивается» по-другому, переходит в транс-форму, говорят химики. Потом выяснилось, что такие «перевернутые» молекулы нарушают природные процессы в организме, изменяют соотношение «хорошего» и «плохого» холестерина в худшую сторону и провоцируют развитие атеросклероза.

— В последние годы накопились основательные научные данные о вреде транс-изомеров, — рассказала «РБГ» руководитель лаборатории изучения биохимических маркеров ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России профессор Наталья Перова. — Если всю популяцию разделить на четыре группы по потреблению трансжиров, то среди тех, кто потребляет их больше всех, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на треть выше, чем среди тех, кто потребляет меньше всех.

Исследования Гарвардской школы здравоохранения показали, что если трансжиры составляют всего 2% от дневного рациона питания, это быстро приводит к развитию ишемической болезни сердца. А 2% калорий в пересчете на маргарин — это всего 8-10 граммов, то есть столовая ложка. Правда, природные транс-изомеры есть и в молоке, и в сливочном масле — они образуются в организме коров. Но там их не более 5%, а в маргаринах их доля может достигать 48%.

И даже если вы никогда не покупаете и не едите маргарин, то гидрогенизированные жиры сами найдут вас — они широко применяются при производстве картофельных чипсов и выпечки, конфет и печенья, полуфабрикатов и мороженого. К примеру, средняя порция картофеля фри содержит 14 г трансжиров, маленькая пачка чипсов — 3 г, порция сухого завтрака — 2 г. Но информации об этом у нас на упаковках продуктов, в отличие от многих стран, не было. Теперь она появится, и мы сможем видеть, какова степень опасности для здоровья. Готова ли наша пищевая промышленность к новым требованиям?
— В основном такую продукцию выпускают крупные предприятия, они, как правило, уже модернизировали производство, поменяли рецептуру и технологии, — пояснила «РБГ» исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции (АПМП) Екатерина Нестерова. — А на мелких местных пищевых комбинатах эту продукцию и не производят.

— В нашей компании отказались от технологии гидрогенизации давно, поэтому никаких волнений по поводу нового техрегламента нет, — рассказал начальник отдела исследований и разработок Московского маргаринового завода Анатолий Самойлов. — Все крупные масложировые компании также перешли на прогрессивные технологии. Новый техрегламент гармонизирует наши внутренние стандарты с требованиями ВОЗ и ФАО, что вполне оправданно, так как мы вступили в ВТО.

— Для большинства производителей новые требования не будут ударом, мы уже так и работаем, — подтверждает и директор масложирового дивизиона компании «ЭФКО» (Воронеж) Евгения Панова. — Не перестроились те, кто в свое время не хотел тратить средства на новые технологии и теперь кричит: «Да зачем нам это?!». Правда, тут есть и подводные камни. В жирах, которые производятся не прямо для потребителя, а для других отраслей пищевой промышленности (кондитерской, хлебобулочной и др.), доля транс-изомеров пока может достигать 40%. Но производители конфет или, например, печенья не обязаны указывать это на упаковке. И потребитель оценить степень опасности не сможет.

Однако в отрасли далеко не все приветствуют введение нового техрегламента.

— Мы в ограничениях побежали впереди всей Европы, — от имени Масложирового союза России заявил его исполнительный директор Юрий Морозов. — Наша позиция — новые требования необоснованны. Половина предприятий отрасли смогут их выполнять, а половина — нет. Мы считаем, что эти нормы вообще не соответствуют рекомендациям, изложенным в Кодексе Алиментариус (свод международных пищевых стандартов, принятых комиссией ФАО/ВОЗ. — Ред.). Надо провести медико-экономические исследования, а пока отложить введение нового техрегламента на пять лет.

— Представители пищевой промышленности делали подобные заявления еще в 50-80-х годах прошлого столетия, когда появились первые исследования об опасности трансжиров для здоровья, — рассказал «РБГ» руководитель Национального центра здорового питания профессор Олег Медведев. — Самую бурную реакцию вызвали результаты, опубликованные в 1990 году учеными из Нидерландов в авторитетном «Медицинском журнале Новой Англии». Они показали, что трансжиры значительно опаснее для сердца и сосудов, чем даже насыщенные жиры. Тогда представители пищевой индустрии обратились в министерство сельского хозяйства США, предложив проверить эти данные. Индустрия потратила несколько миллионов долларов на новое исследование в надежде, что оно опровергнет выводы голландских ученых. Однако результаты, полученные в 1994 году, лишь подтвердили их правоту. И это стало основой для изменения законодательства в сфере производства и использования трансжиров в пищевой промышленности в большинстве развитых стран.

В США, к примеру, производителей еще в 2006 году обязали указывать долю трансжиров на упаковках, и они всего за семь лет исчезли из 10 000 продуктов, а в 13 штатах полностью запретили их использование в ресторанах. В результате всего за два года их потребление в Северной Америке снизилось вдвое. Ученые подтверждают и эффект ограничительных мер. Так, в Канаде обязательная маркировка и саморегулирование в отрасли привели к 35% снижению уровня транс-изомеров в грудном молоке. В США маркировка снизила их уровень в крови населения на 58%. Добровольное саморегулирование в Нидерландах уменьшило содержание транс-изомеров в продуктах на 20%.

Стоит ли тратить время и деньги на доказывание того, что уже неоднократно доказано, и в сотый раз проверять, какой стороной упадет на пол бутерброд без трансжиров? Страны Таможенного союза сделали непростой, но верный шаг в сторону здорового питания.

Российская газета

Популярные новости

To Top