Пиво. Слабоалкогольные напитки

Россия списала пиво

Heineken cписала 102 млн евро из-за обесценения активов в России. Это произошло после падения рынка из-за ужесточения госрегулирования. Ее примеру могут последовать и другие крупнейшие производители.

Пивовар № 3 в мире списал 102 млн евро из-за обесценения своих активов в России, следует из опубликованных вчера финансовых результатов группы за 2013 г. Обесценение коснулось как нематериальных активов (товарные знаки, интеллектуальная собственность и др.), так и основных средств (недвижимость, производственные мощности, оборудование). Большая часть списания пришлась на нематериальные активы, говорит представитель компании. На материальные активы приходится «незначительная часть» — это амортизация на небольшом пивоваренном предприятии, не работающем уже несколько лет, добавил он. О какой пивоварне идет речь, он не сказал.

Группа пересмотрела среднесрочные ожидания от российского рынка. Отрасль продолжает страдать от жесткого регулирования и роста налогов: они ограничивают «коммерческую свободу» отрасли, говорится в отчете Heineken. В результате пивовар был вынужден снизить стоимость активов и списать 102 млн евро. «Объемы [производства] в России заметно сократились», — сообщила компания. Динамику выручки в России собеседник «Ведомостей» из Heineken раскрыть отказался, сказав, что сокращение продаж было двузначным.

В прошлом году, когда производство Heineken в России минимально, но росло, группа не объявляла списаний из-за обесценения активов в Восточной Европе. Операционная прибыль российского подразделения также увеличивалась (компания не раскрывает данных по отдельным рынкам). В этом году падение прибыли в Восточной Европе привело к снижению консолидированной операционной прибыли компании на 13% за год.

В целом в Центральной и Восточной Европе консолидированная выручка концерна в 2013 г. сократилась на 5,6% до 3,097 млрд евро, а продажи — на 6% до 48 млн гектолитров (по сравнению с 2012 г.). При этом если в Австрии, Венгрии, Германии и Сербии продажи росли, то из-за России и еще нескольких восточноевропейских стран рост нивелировался, следует из отчетности Heineken.

Пивовары давно испытывают сложности в России. С 2008 г. была запрещена реклама, с 2013 г. — торговля пивом в киосках, позже продажу в магазинах ограничили дневным временем. Параллельно росли акцизы: до 2010 г. акциз на пиво с содержанием спирта до 8,6% составлял 2,74 руб., с 2010 г. — 3 руб. К 2013 г. акциз дорос до 15 руб., а в этом году — до 18 руб. за литр. Efes в конце 2013 г. отмечал, что за последние пять лет российский рынок пива сократился более чем на 20%, а средний показатель загрузки производственных мощностей в отрасли снизился за последние годы до уровня чуть более 60%. В отчете за III квартал Carlsberg говорится, что продажи в России снизились на 7%.

После списания Heineken другим пивоварам будет трудно игнорировать то, что перспективы в России продолжают ухудшаться, считает Эндрю Холланд из Societe Generale. «Некоторые могут считать, что самое тяжелое в плане государственного регулирования рынка в России уже произошло, но, очевидно, это не точка зрения Heineken», — говорит он. Для того чтобы решиться на сокращение стоимости своих инвестиций в Россию, Heineken должен быть уверен, что давление регулирования на рынок будет продолжаться. «На наш взгляд, если потребление [пива] на душу населения снова начнет расти, государство введет новые меры, чтобы ограничить потребление», — полагает Холланд.

Лидеру российского пивного рынка — Carlsberg придется решать, следовать ли за Heineken, считает эксперт. Carlsberg последовательно был наиболее оптимистичным относительно российского рынка пива по сравнению с его конкурентами, напомнил Холланд. «Он будет крайне неохотно снижать оценки [активов в России], так как, если он это сделает, это будет означать признание того, что он не ждет возобновления сильного роста на рынке», — рассуждает аналитик. Сейчас активы Carlsberg оцениваются в 60 млрд датских крон ($382,1 млрд) в Восточной Европе (преимущественно в России и на Украине) и 5%-ное списание — сопоставимое с размером списания Heineken — могло бы составить около 3 млрд датских крон ($19,1 млрд), подсчитал Холланд. Это внушительная сумма: прибыль до вычета процентов и налогов группы за 2013 г. ожидается на уровне 10 млрд датских крон ($63,7 млрд). Представитель «Балтики» (через нее Carlsberg работает в России) не стал говорить, будет ли компания проводить списания, письмо в Carlsberg осталось без ответа.

До конца 2014 г. российский рынок пива сократится на 25-30% по сравнению с 2008 г., заявлял в прошлом году Исаак Шепс, старший вице-президент Carlsberg по Восточной Европе. В 2008 г. производство составляло 109,3 млн гектолитров, сказано в материалах союза. Получается, что пивовары прогнозируют снижение до 76,5-82,0 млн гектолитров к концу следующего года.

Осторожное отношение Heineken к будущему в России неизбежно поднимет вопросы, будут ли и другие игроки пересматривать прогнозы по росту, считает аналитик Kempen & Co Сандер ван Орт. «Некоторые компании уже проводили списания, поэтому ущерб будет ограниченным. Например, ранее Heineken уже проводила списания, связанные с российскими активами», — говорит он.

Сложно сказать, пойдут ли по пути Heineken другие крупные пивовары, говорит аналитик инвесткомпании Petercam Крис Кипперс. «Но для большинства игроков мы не ждем списаний, так как снижение выручки до вычета процентов, налогов и амортизации уже показывает [тенденцию]“, — сказал Кипперс. Подобное списание, по сути, признание того, что прошлые сделки по покупке активов были не лучшим решением, так как рынок в России уже достиг „зрелости“, считает он.

Для AB Inbev, которая сфокусирована на дорогой продукции, российский рынок представляет небольшую долю в бизнесе, добавил Кипперс. Переоценка активов зависит от ситуации на рынке и позиционирования брендов, передал через представителя директор по контролю и налогам ОАО „Сан Инбев“ Антон Чванов. „Если компания работает с несколькими премиальными и среднеценовыми брендами и при этом объемы распределяются на каждый из брендов относительно равномерно, то снижение объемов продаж не так существенно отразится на их стоимости, как при ориентации на 1-2 ключевых бренда и при существенной потере объемов всех остальных брендов“, — объясняет он.

Efes не производит переоценку активов, сказал „Ведомостям“ представитель компании.

Популярные новости

To Top