Вино. Игристые вина

Как китайские инвесторы подняли цену на французское вино

«Могу представить, как кусают себе локти те, кто не купил Шато Лафит в 2006-м…», — усмехаясь, рассказывает мне директор одного крупного инвестиционного банка.

Шесть лет назад ящик этого вина (Шато Лафит Ротшильд), которое входит в список самых дорогих, стоил 4000 фунтов ($6300). Ровно пять лет спустя тот же ящик стоил уже 13500 фунтов ($21400).

Шато Лафит и Шато Мутон Ротшильд особенно любят покупать китайские инвесторы, коллекционеры и просто любители хорошего вина, отмечают аналитики Bordeaux Index (BI) — компании, которая продает дорогое вино по всему миру, пишет Би-би-си.

В июне 2011 года цены на вино достигли своего исторического максимума, согласно индексу Liv-Ex Fine Wine 50. Эксперты уверенно называли резкий взлет цен пузырем на рынке, который образовался за счет притока инвестиций из Китая.

Почти за полгода до этого на осенних торгах аукционного дома Sotheby’s в Гонконге бутылка Шато Лафит 1869 года была продана за 233 тысячи долларов. Из семи рекордно дорогих лотов на винных торгах Sotheby’s три ушли с молотка именно в Гонконге.

В 2009 году продажи винного департамента гонконгского отделения аукционного дома Christie’s составили 9,7 млн долларов, а в 2010 они выросли до 21,8 млн.

«Когда мы открывали представительство 10 лет назад в Гонконге, то почти все наши клиенты были иностранцами, — рассказывает Николя Пенья, управляющий директор британской компании Berry Bros & Rudd, которая торгует вином с 17-ого века. — Сегодня подавляющее большинство из них — китайцы, которые покупают вино как инструмент для инвестиций».

«Некоторые тратят на это более миллиона фунтов в год. В Гонконге больше всего «роллс-ройсов» на душу населения, здесь любят дарить статусные подарки, и вино для богатых людей — символ шика», — говорит Николя Пенья.

Западные эксперты отмечают, что когда китайские инвесторы хотят диверсифицировать портфель вложений, то они нередко делают это со спекулятивными целями или ради «социального престижа».

Об этом, в частности, свидетельствует и происходящее в последние годы на рынке современного искусства. В Китае в 2003-2008 годах он вырос на 11000%.

Винный порт

Согласно последнему отчету Capgemini / Merrill Lynch, в азиатские активы в 2010 году было вложено 10,8 трлн долларов. Самым крупным рынком пока остается Северная Америка.

По данным Capgemini / Merrill Lynch, больше половины состоятельных людей, проживающих в Азии, предпочитают держать деньги в своем регионе. Среди иностранных инвесторов интерес к вложениям в азиатские активы растет с каждым годом. Так в Европе 14% богатых людей готовы вкладываться в азиатские активы, в Америке — 11% (12 и 9% годом ранее).

В 2012 году размер альтернативных инвестиций (искусство, дорогие автомобили, украшения, коллекции монет или вина) практически вернется на докризисный уровень, прогнозируют эксперты. В 2007 году 9% инвестиций (почти $4 трлн) очень богатых людей будут направлены именно в альтернативные инструменты. 15% этих денег может быть вложено в вино, антиквариат и монеты, считают составители отчета.

По данным на 2009 год, потребление вина в Китае в 110 раз меньше, чем, например, во Франции. В Евросоюзе один человек в год выпивает 28 литров вина, в Гонконге — 3,6 литра, в материковом Китае — 0,5 литра.

К 2017 году Китай будет импортировать 50 млн ящиков вина в год (сейчас — 2 млн), уверены некоторые эксперты.

В Китае работают две торговые площадки, позволяющие инвестировать в вино: в Гонконге и Шанхае. Некоторые банки готовы выдавать кредит под 6% на оплату половины винной коллекции, на условии, что если заемщик не вернет кредит, то вино переходит в собственность банка.

В 2008 году власти Гонконга отменили акцизы на вино, что мгновенно привело к резкому росту импорта. За первый год он вырос на 88%, затем несколько снизился из-за мирового кризиса, а к 2010 году достиг 895 млн долларов.

Объемы винных торгов на аукционах в Гонконге выросли в 2010 году на 268%, обойдя аналогичные торги в Лондоне и Нью-Йорке.

В 2011 году Гонконг стал импортером номер один вина из Бордо по объему закупок. Каждая десятая бутылка французского вина была куплена китайским покупателем.
И все равно традиционные инвестиции?

Несмотря на то, что цены на дорогое вино упали с середины прошлого года почти на 25%, согласно индексу Liv-Ex, некоторые эксперты уверены, что вино в дальнейшем будет дорожать и во многом благодаря спросу из Китая. В самом Китае рынок вина будет расти, по данным компании A.T. Karney, на 12,2% еще три года.

Партнер компании UFG Wealth Management Оксана Кучура напоминает, что в последние годы росли цены на все сырьевые товары, так как Федеральная Резервная Система США последовательно накачивала экономику деньгами, «попутно обесценивая доллар и создавая значительный избыток долларовой ликвидности».

«Цены на нефть марки Brent за те же 5 лет выросли на 84% (12.9% годовых), на золото – на 141.4% (19.3%). При этом ценой на нефть двигают очень схожие драйверы – ограниченные запасы и скачкообразный рост потребления бензина в Азии. В этом смысле инвестиции в вино ничем не отличаются от нефти, если речь, конечно, идет о бумажных транзакциях, а не бутылках в собственном погребе», — говорит эксперт.

«В 2010 году азиатский спрос на вино составил 40% от общемирового, — отмечает Оксана Кучура. — Тем не менее, это не означает, что китайцы действительно выпивают все это вино».

Например, до отмены акцизов на вино большая часть напитка, купленного на аукционных торгах в Лондоне азиатскими покупателями, так и оставалась в Лондоне. Но даже после снятия пошлины владельцы дорого вина предпочитали отправлять бутылки обратно в погреба в Лондон, откуда аукционные дома специально привозили их в Гонконг для продажи с молотка.

«Основным фактором, влияющим на китайский спроса, будет курс доллара, — уверена Оксана Кучура. — При устойчивом росте доллара инвесторы рано или поздно переключатся на более традиционные финансовые активы, тем более что в 2011 году индекс Liv-Ex Fine Wine 50 потерял 14.8%».

Популярные новости

To Top