Французский алкогольный холдинг Belvedere выставил на продажу за ?200 млн свою флагманскую водку Sobieski. Поиск покупателя ведется в том числе и среди российских компаний: предложение Belvedere уже изучили Алкогольная сибирская группа (водка «Пять озер») и «Синергия».
О том, что принадлежащая Belvedere (2,6% компании владеет актер Брюс Уиллис) водка Sobieski выставлена на продажу, сообщила французская деловая газета Les Echos. Завершить сделку планируется до конца июня. Продажа Sobieski связана с тяжелым финансовым положением Belvedere, в отношении которой еще в 2008 году была инициирована процедура банкротства (долг оценивается примерно в ?500 млн; убыток в первом полугодии 2011 года — ?30,5 млн).
Как выяснилось, поиском покупателя на Sobieski Belvedere занимается и в России. Владелец Алкогольной сибирской группы (четвертый игрок рынка с долей 5,2% на конец 2011 года; ТМ «Пять озер», «Кедровица», «Белая березка») Андрей Стрелец сообщил, что на прошлой неделе получал предложение приобрести Sobieski. «Мы от него уже отказались, поскольку в наши планы не входит развитие на рынке Европы за счет покупки местных марок»,— пояснил он. Информацию о продаже Sobieski от одного из инвестбанкиров получал и главный акционер «Синергии» (второй игрок рынка с долей 9,1%; ТМ «Мягков», Beluga, «Беленькая») Александр Мечетин. По его словам, бренд продается за ?200 млн. Господина Мечетина Sobieski также не интересует. «На иностранных рынках мы фокусируемся на суперпремиальном сегменте с водкой Beluga, а в России в сегменте Sobieski у нас уже есть сбалансированный портфель брендов»,— отметил бизнесмен.
Ранее из россиян покупкой активов Belvedere интересовался только Марк Кауфман, создатель дистрибутора элитного алкоголя Whitehall (сейчас принадлежит CEDC). В 2009 году он вел переговоры о покупке ликеров Marie Brizard, за которые Belvedere хотела выручить ?300 млн. Но стороны не сошлись в цене.
Водка Sobieski разливается с 1864 года. Согласно данным журнала Impact, в 2011 году она занимала 17-е место в рейтинге самых продаваемых водок мира — объем ее продаж составил 2,5 млн дал. Основными рынками Sobieski считаются Франция и США: по данным Euromonitor, в прошлом году марка занимала там 10,5% (3-е место) и 1,6% (19-е место) в натуральном выражении соответственно. Стоимость Sobieski во Франции — в среднем около ?14 за бутылку 0,7 л.
Креативный директор агентства Kaufman Станислав Кауфман считает цену Sobieski завышенной. «Этот бренд должен стоить не больше ?100 млн, учитывая, что продажи Sobieski стагнируют и тому, кто ее купит, придется немало тратить на продвижение»,— полагает он. По мнению директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, вероятными покупателями Sobieski могут быть транснациональные стратеги уровня Diageo и Bacardi-Martini. «Из российских компаний эта марка могла быть интересна только «Русскому стандарту» Рустама Тарико, который активнее других работает на зарубежных рынках алкоголя»,— говорит эксперт.
В пресс-службе «Русского стандарта» ответили, что предложений о покупке Sobieski не получали, и от дальнейших комментариев отказались. В 2010 году господин Тарико был готов купить украинскую Nemiroff за $300 млн, но сделка не состоялась из-за разногласий владельцев последней. Сейчас же «Русский стандарт» находится в переговорах с польской CEDC («Зеленая марка», Parliament, «Журавли») о слиянии бизнесов.
Коммерсантъ
