Обзор СМИ. Публикации

Виски на чистую воду

Что-то все расшумелись на прошлой неделе — целых 18 тыс. литров виски на заводе компании Chivas Brothers было слито в канализацию! Новость облетела весь мир. Но мне интересно, насколько поднялись в эти дни продажи у этой компании? Ведь найдутся люди, у кого дрогнет рука от осознания того, что «слили дефицит».

Давайте разберемся. Купажный завод в городе Дамбартон, где и произошел слив, не так давно стал собственностью компании Pernod Ricard и ее подразделения Chivas Brothers. Еще в начале этого века он был собст­венностью уже несуществующей компании Allied Domecq. Здесь делают Ballantine’s, третий по популярности виски в мире.

А много ли это — 18 тыс. литров? Любители водных процедур, например, побрезгуют прыгнуть в бассейн с таким объемом. Он будет маловат — 18 кубов воды.

18 тыс. литров — это всего 2 тыс. ящиков по 9 л, именно в 9-литровых ящиках измеряют продажи алкоголя в мире. Объем только российского рынка виски на 2012 год — 4,7 млн коробов. Лидер российского рынка среди импортных напитков — шотландский виски William Lawson, 801 067 ящиков. Ballantine’s — 116 634 ящика. И что там плакать по поводу каких-то 2 тыс. ящиков?

Конечно, если на одного человека, то 18 тыс. л — это очень много. Согласно статистике ВОЗ, каждый россиянин в год выпивает около 14 л алкоголя в пересчете на абсолютный спирт, или примерно 35 л в пересчете на 40% (то есть виски). Чтобы осилить эти 18 тыс. л, нужно прожить 514 лет, причем пить с рождения. Либо 535 лет — если соблюдать алкогольное законодательство и начинать пить с 21 года. Если верить статистике, приведенной Дмитрием Медведевым, согласно которой в России пьют по 18 л чистого спирта, все равно немало нужно прожить, чтобы осилить 18 тыс. л виски, — 400 лет. Или 421 год, если ты законопослушный пьяница.

Но с точки зрения не то что мировой торговли, даже российских продаж Ballantine’s — это близко к математической по­грешности.

Далее, все СМИ почему-то говорили о премиальном продукте Chivas Regal, который бывает в возрасте минимум 12 лет. Но скорее всего речь идет об обычном, стандартном Ballantine’s, трехлетнем купажированном виски. Себестоимость литра трехлетки — в пределах двух фунтов стерлингов. Если вы захотите такое купить, вряд ли получится, спрос на шотландское сырье в мире сейчас огромный. Но Chivas Brothers — второй крупнейший производитель виски (после Diageo), и в основном ингредиенты купажа производят сами. И для них себестоимость литра вряд ли выше двух фунтов. На полке, безусловно, стоимость в 5 раз выше, но это уже после уплаты всех налогов и с прибылью.

В нашем случае речь о сливе из купажного чана, а не о бое бутылок на полках магазинов. Значит, прямые потери — всего 36 тыс. фунтов стерлингов. Быть может, компании придется заплатить экологический штраф (в Шотландии с экологией очень строго), а может быть, и не придется — якобы слива в реку Ливен, на берегу которой стоит завод Dumbarton, не было. То есть рыбы не подохли. Основная проблема — спирт затрудняет очистку воды в холодную погоду.

И вот посчитайте теперь PR-эффект — за какие-то 36 тыс. фунтов, эквивалент стоимости нескольких полос имиджевой рекламы в глянце, компания получила такой мощный пиар во всем мире!

Это больше напоминает не случайное происшествие, а преднамеренную рекламную акцию. Помните, китайский мудрец эпохи «большого скачка» говорил, что если нет внешнего врага, нужно его придумать. Именно так у нас появился из ниоткуда действующий уже 13-й год президент. У нас много чего еще таким же образом происходит — сначала инсценируют какие-то безобразия, привлекают к этой проблеме внимание общественности, а потом — на тебе, новый закон. Думаете, случайно в начале года участились случаи пьяных хулиганств на наших самолетах? Что — раньше не «бухали»? Ничуть не меньше. Но раньше, очевидно, не было поставлено задачи запретить алкоголь на борту. Сейчас задачу поставили — и по всем телеканалам и в прочих СМИ послушно прошла волна репортажей о бесчинствах пьяниц на бортах российских самолетов. Список подобных театральных постановок можно продолжать долго.

Так что мне мало верится в случайный слив дешевого виски в канализацию. Уж больно шумиха большая — несоразмерная 36 тыс. фунтов. И если это на самом деле пиар-ход, то снимаю шляпу! И даже выпью Ballantine’s.

Хотя без колы, в чистом виде, его пить сложно, а колу я не пью в принципе. Значит, выпью чего-нибудь другого.

Эркин Тузмухамедов, писатель, директор Школы сомелье для РБК daily

Популярные новости

To Top