Спиртные напитки

Дистрибутору не хватило выдержки

Краснодарский арбитраж принял к производству заявление о несостоятельности крупного регионального поставщика алкоголя ООО «Агатис», специализирующегося на продукции дагестанских коньячных предприятий. Рынок коньяка устойчиво растет, и банкротство дистрибутора вполне может быть «техническим», не исключают участники рынка и эксперты.

Дело о банкротстве ООО «Агатис» арбитражный суд Краснодарского края принял в конце августа, судебное заседание назначено на конец сентября. Заявителем выступил сам «Агатис», информации о зарегистрированных в этом году крупных исках к нему на сайте ВАС РФ нет.

С чем связано обращение «Агатиса» в суд, в офисе компании не говорят, связаться с ее гендиректором и владельцем Андреем Середенко вчера не удалось. По словам близкого к торговой компании источника, «Агатис» уже приостановил свою деятельность.

«Агатис» известен на южнороссийском рынке алкоголя еще с конца прошлого века, специализируется на поставках в регион дагестанской продукции, преимущественно коньяка. Официальной информации о показателях «Агатиса» за 2011 год нет, по оценке участников рынка, в прошлом году его оборот мог достигать 150 млн руб., при этом торговала компания дагестанским алкоголем по ценам «ниже среднерыночных» — от 200–220 руб. за бутылку трехлетнего или пятилетнего коньяка.

На сайте «Агатиса» указано, что фирма занимается реализацией продукции под собственными брендами, в том числе линейки коньяков «Кизлярская коллекция», которая изготавливается по заказу и под контролем поставщика, «начиная от выращивания и сбора винограда и заканчивая розливом в бутылку».

С брендами «Агатиса» связан громкий арбитражный процесс, длившийся с 2010 по 2012 год. Претензии возникли у ООО «Кизляр Росдагинвест», которое запатентовало в 2008 году товарные знаки «Пять звездочек» и «Три звездочки» (в этом году компания переуступила права на них кизлярскому ООО «ЦК НИИ ВПБПН»). «Кизляр Росдагинвест» заявил о незаконном использовании «Агатисом» этикеток коньяка, сходных до степени смешения с их товарными знаками. Суд первой инстанции, а затем апелляция и кассация сходство подтвердили и обязали кубанскую компанию прекратить использовать данные товарные знаки. Взыскать компенсацию «Кизляр Росдагинвест» так и не смог — предложенные правообладателем расчеты суды не устроили.

Примечательно, что процесс привлек внимание вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского. В прошлогоднем его обращении к председателю ВАС Антону Иванову указывалось, что в качестве третьего лица в деле участвует поставщик Кремля — ГУП «Кизлярский коньячный завод» (на тот момент лицензиат «Кизляр Росдагинвеста».— „Ъ“), при этом политик просил господина Иванова взять дело «под личный контроль».

В базе kartoteka.ru гендиректором и совладельцем «Кизляр Росдагинвеста», а также ЦК НИИ ВПБПН указан Дмитрий Шепелев — член ЛДПР и кандидат от партии на прошлогодних выборах в Госдуму. Впрочем, как сообщил господин Шепелев, на момент обращения к вице-спикеру он никакого отношения к ЛДПР не имел.

Несмотря на судебные споры с кубанским дистрибутором, Дмитрий Шепелев считает, что банкротство «Агатиса» в краткосрочной перспективе негативно отразится на региональных потребителях, предпочитающих относительно дешевый дагестанский алкоголь. «Если компания действительно уходит с рынка, то ее место постепенно займут крупные региональные игроки, в частности, увеличить поставки дагестанской продукции может „Кубаньоптпродторг“»,— говорит он. Однако, по словам участника рынка, «Агатис» недавно прошел перелицензирование и, возможно, банкротство относится к «техническим дефолтам», при должном внешнем управлении ошибки менеджмента удастся устранить и восстановить платежеспособность. «Компания вполне может „поправиться“ и с помощью процедуры санации — у него хорошие бизнес-связи с дагестанскими комбинатами, в частности, с ООО ВКЗ „Кизлярский“, которое может найти способ помочь»,— добавляет он.

По данным региональных дистрибуторов, доля коньяка в общем объеме продаж крепкого алкоголя в Краснодарском крае составляет 15–20%, из них примерно треть приходится на дагестанские коньяки. По данным директора исследовательской компании ЦИФФРА Вадима Дробиза, объем продаж коньяков в целом по России составил в 2011 году 125 млн л, из них около 15 млн л приходится на дагестанскую продукцию. «Последние 10–12 лет рынок растет примерно на 10% в год, однако проблема в том, что около трети производимого в России коньяка — контрафактная продукция или фальсификат. Есть предпосылки к тому, чтобы вытеснить ее качественным алкоголем, но госорганы практически этим не занимаются»,— отмечает он.

Опасения эксперта разделяет и Дмитрий Шепелев. По его оценке, в ближайшее время объемы контрафакта и фальсификата под видом качественного алкоголя из Дагестана могут вырасти в несколько раз в Краснодарском крае и других регионах, так как аннулирована регистрация ряда известных товарных знаков дагестанских коньяков. «Неохраняемые бренды означают отсутствие контроля за качеством, дистрибуцией и ценообразованием, а в конечном итоге — хаос на рынке»,— считает гендиректор ЦК НИИ ВПБПН.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top