Рыбная отрасль

Устрицы в Черном

Росрыболовство совместно с учеными и общественниками разрабатывает «дорожную карту» по рациональному использованию и освоению водных биологических ресурсов в прибрежной зоне Крыма и всего Азово-Черноморского бассейна.

Карта охватит вопросы экологии, воспроизводства, добычи и охраны водных биоресурсов, а заодно поможет разнообразить рыбное меню россиян. Например, экзотическими морепродуктами.

«Существуют различные проекты в сфере аквакультуры, которые предусматривают создание устричных питомников, мидийно-устричных ферм, морских хозяйств, чья деятельность направлена на разведение различных видов рыб. Будем надеяться, что созданные благоприятные условия для развития аквакультуры в Азово-Черноморском регионе помогут реализовать эти проекты и программы. Успешная реализация расширит линейку биологических видов, которые станут доступны россиянам: это и гигантские пресноводные креветки, и черноморская устрица, и различные виды рыб», — рассказал «РГ» эксперт Общероссийского народного фронта, замглавы Морского гидрофизического института РАН в Республике Крым Антон Георга-Копулос.

Причем представители отраслевой науки уже рапортуют об увеличении запасов водных биоресурсов в Азовском и Черном морях. Правда, в основном за счет пелагических видов рыб — это хамса, шпрот, тюлька. «Основываясь на рекомендациях науки и установленных допустимых объемах вылова, добыча в Азово-Черноморском бассейне растет. Он — третий по объему вылова в России после Дальневосточного и Северного. Так, в 2016 году здесь добыто 103 тысячи тонн, что больше уровня предыдущего года на 5,6 процента», — сообщили «РГ» в Федеральном агентстве по рыболовству.

Рыбаки Крыма и Севастополя выловили на 13 процентов больше, чем в 2015 году. В частности, вырос вылов кефалевых, рапанов, ставриды, барабульки, бычков, камбалы-калкана. На минутку, только вылов черноморской креветки подскочил в 39 раз — с 2 до 78 тонн, а акулы-катрана — с 6,6 до 29 тонн. Вот оно, импортозамещение в действии. «Приход черноморской рыбы уже заметен на прилавках московских магазинов. В них появились забытые гражданами черноморский бычок и барабулька. Особо стоит отметить низкие цены на продукцию крымских рыболовов, что делает ее доступной для всех категорий граждан», — отмечают эксперты ОНФ.

Прошлым летом в Крыму активизировалось и производство моллюсков. Уже сейчас на полуострове их производят несколько миллионов штук. А в 2017-2018 годах здесь должен появиться первый в России промышленный устричный питомник. Он сможет выпускать до 100 миллионов личинок в год. Это позволит полностью заместить импортный посадочный материал и снизит себестоимость товарных моллюсков.

Кроме того, в «дорожную карту» войдут меры, направленные на улучшение экологии Черного и Азовского морей, увеличение в них запасов водных биоресурсов и усиление контроля за соблюдением правил рыболовства.

«Ученые предложили включить в «дорожную карту» комплексный мониторинг экологического состояния Черного и Азовского морей. Предлагается провести так называемую совместную научную «ревизию», паспортизацию экосистемы морей специалистами Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и Института биологии южных морей РАН, так как сейчас нет единой точки зрения и единой картины у представителей отраслевой и академической науки», — рассказали в Росрыболовстве.

Запасы биоресурсов в Азовском и Черном морях выросли за счет хамсы, шпрота, тюльки
Возможно, будет достаточно консолидировать все те мониторинги, которые уже есть у различных ведомственных институтов и институтов РАН. «Они делают эти исследования за бюджетные деньги, но никто не сводит полученные данные в единую систему. Уверена, что этот ресурс будет востребован и даже сэкономит государственные средства, если выяснится, что ученые дублируют друг друга на каких-то этапах», — отметила глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева.

На основании полученных данных и будет сформирован конкретный перечень мероприятий и сроки их реализации. Это довольно сложный процесс, аналогом может послужить Федеральная целевая программа по охране озера Байкал, пояснили в ведомстве. Также предлагалось проработать меры контроля касания тралом грунта, а также вопрос замены существующего тралового флота на более мощный, который может развивать большие скорости траления. Строить флот предполагается на верфях в Севастополе.

Росрыболовство уже подготовило предложения по внесению изменений в правила рыболовства, предусматривающие ограничение прилова камбалы при траловом промысле хамсы и шпрота.

«В то же время полный запрет тралового промысла сейчас никем не рассматривается, — успокоили в агентстве. — Рыболовство в Азово-Черноморском бассейне достаточно строго регламентировано. Регулирование закреплено в бассейновых правилах, где прописаны разрешенные условия ведения тралового промысла и запрет на донное траление. Законопослушные капитаны и судовладельцы им следуют».

Полный запрет трала невозможен, так как облавливаемые виды рыб, в первую очередь — черноморский шпрот, требуют использования такого орудия лова как трал, поясняют эксперты: «Предполагается, что лов шпрота осуществляется пелагическими тралами (тралы, погруженные в толщу воды), а донный трал запрещен, и нужно усилить контроль за выполнением этого запрета. Однако, по мнению гидробиологов, донный траловый лов по-прежнему осуществляется в бассейне, что подтверждается данными космического мониторинга». Вместе с тем, еще только предстоит ответить на вопрос, каков объем этого траления.

Что конкретно войдет в «дорожную карту», станет ясно уже 31 марта. Именно к этой дате правительство, эксперты и региональные власти должны представить комплекс мер, направленных на сохранение водных биологических ресурсов в Азово-Черноморском бассейне.

Популярные новости

To Top