Рыбная отрасль

Рыбу проведут под килем

Минпромторг и Минсельхоз предложили правительству ввести новый принцип распределения квот на вылов рыбы «под киль», который привяжет их к добывающему судну. При этом обязательным условием получения квоты должно стать российское происхождение корабля или наличие соответствующего контракта.

О том, что Минпромторг согласовал с Минсельхозом новые условия предоставления квот на вылов рыбы и вынес схему на обсуждение в правительстве, рассказал в конце прошлой недели глава Минпромторга Денис Мантуров. По словам господина Мантурова, если схема будет одобрена, обязательным условием для получения квот станет наличие у рыболовецкой компании российского судна или контракта под закладку судна на отечественной верфи.

Принцип «квоты под киль» означает получение определенного процента от разрешенного общедопустимого улова (ОДУ) в зависимости от параметров рыбодобывающего судна. Такой принцип действует, например, в Японии. При этом по варианту, предложенному разработчиками, квоты жестко прикрепляются к судну и при его продаже переходят к его новому владельцу. Новая схема должна заработать в 2018 году, когда квоты на вылов должны перераспределяться на следующие 20 лет. Как пояснил «Ъ» источник в министерстве, принцип «квот под киль» позволит обеспечить заказами отечественное судостроение и, в частности, государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Сейчас в России квоты распределяются по историческому принципу. Аналогичная схема действует в Норвегии, США и Канаде — юридическое лицо получает определенный процент от ОДУ на определенное количество лет (в России — на десять). Размер квоты зависит от объемов вылова компанией за предшествующий период. Общий объем квотируемого лова в России составляет почти 3 млн тонн всех видов рыбы и морепродуктов, из них самый большой объем приходится на минтай — 1,4 млн тонн, или 70 млрд руб. в денежном выражении. Всего квотируется вылов более 50 видов рыбы и морепродуктов.

Большинство действующих рыбодобывающих компаний, опрошенных «Ъ», высказались против изменения схемы. «Сейчас квоту на вылов рыбы можно получить, либо приобретя компанию, которая уже ее имеет, либо взяв квоты на малорентабельные виды рыб, например мойвы или сайки, либо на нововводимые ресурсы, такие как камчатский краб в этом году»,— рассказывают в НП «Северо-западный рыбопромышленный консорциум».

Исторический принцип распределения квот не устраивает компании, которые сейчас их не имеют, но хотели бы их получить. Целесообразной схему «квот под киль» называет пиар-директор «Русского моря» Илья Власенко: его компания заинтересована в развитии рыбодобычи, хотя пока не имеет таких активов и квот.

Председатель координационного совета «Севрыба» Вячеслав Зиланов считает, что предложенный принцип распределения — «попытка расшатать устоявшуюся структуру и устроить передел рынка». «Экономическая целесообразность «квот под киль» весьма призрачна, когда у государства нет даже проекта судна и верфи, которая должна его построить»,— говорит он. Даже в советские времена рыболовецкие суда строились преимущественно в Германии и частично в украинском Николаеве, а в России базы для их строительства не было, добавляет господин Зиланов. По мнению экс-главы Росрыболовства Владимира Измайлова, для достижения рентабельности 15% российские судостроители должны производить до 50 рыболовецких судов в год.

В ОСК сообщили, что положительно относятся к принципу «квот под киль». «До 2018 года, когда начнет действовать эта мера, есть достаточно времени, чтобы подготовиться к большому объему заказов»,— заявили в корпорации. В ОСК говорят, что объем заказов на рыболовецкие суда после введения квот сложно оценить, но мощностей для строительства большого количества судов «однозначно хватит»

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top