От первого лица

Жан-Мари Лаборд: «Невозможно быть королем мира, если ты не король в своей стране»

Французский производитель элитных коньяков и шампанского Remy Cointreau расширил свое присутствие в России за счет вывода на рынок новых продуктов — барбадосского рома и греческого бренди. Таким образом, компания укрепила отношения со своим давним российским партнером — «Русским стандартом», водку которого французы продвигают на экспортных рынках. Корреспондент РБК daily побеседовал с главным исполнительным директором Remy Cointreau ЖАН-МАРИ ЛАБОРДОМ, который рассказал, почему в России не могут делать настоящие шампанское и коньяк, в чем феномен успеха компании Рустама Тарико за границей и почему производители алкоголя не боятся экономических кризисов и политических катаклизмов.

ПРАВО НА КОНЬЯК

— Как по вашему мнению, российские производители имеют право использовать термины «коньяк» и «шампанское» для обозначения своей продукции?

— Такие споры идут по всему миру, и Россия тут не исключение. Для меня, как француза и производителя коньяка и шампанского, очевидно, что это аутентичные названия, имеющие французское происхождение. Использование терминов «коньяк» и «шампанское» регулируется французским и европейским законодательствами. На всей территории Европы этот закон жестко соблюдается. Вы не можете назвать продукт коньяком, если он не происходит из региона Коньяк, и не можете назвать продукт шампанским, если его происхождение иное, чем из региона Шампань. Несмотря на это, многие страны, в том числе и Россия, продолжают использовать эти термины для обозначения местных бренди и игристых вин.

За последние 25 лет такие страны, как Китай, Аргентина, Испания (это, кстати, было одним из условий ее вступления в ЕС), согласились прекратить использование терминов «коньяк» и «шампанское» для обозначения местных напитков. Не знаю, примет ли однажды Россия такое решение, но для нас это очень важно. Ведь если ты видишь на полке бутылку с надписью «коньяк», ты должен быть уверен в происхождении и качестве продукта. Поэтому я категорически поддерживаю инициативы французского правительства по введению закона, защищающего права на использование терминов «коньяк» и «шампанское» по всему миру.

— Однако при этом французы выпускают собственную водку, которую в России воспринимают как национальный продукт…

— Если Россия примет закон о правах Франции на термины «коньяк» и «шампанское», мы готовы поддержать вас в отношении исключительных прав на термин «водка»! Здесь мы партнеры. К сожалению, многие другие страны используют это слово для обозначения своих продуктов.

— А вам приходилось пробовать российские коньяки и шампанское? Каковы были ваши ощущения?

— Я пробовал разные продукты российского производства — в конце концов, это часть моей работы. Среди них, как в любой категории товаров, есть высококлассные продукты, есть средние и есть плохие. В основе основ всегда лежат два факта: качество винограда и правильно поставленный процесс производства. Если у тебя хороший виноград, хорошие спирты, хорошо организованы процессы дистилляции и созревания спиртов, у тебя получится отличный продукт. Если ты не будешь этого делать, хороший продукт не получится. И я признаю, что в России есть продукты высшей категории качества.

ВЫГЛЯДЕТЬ ПО-РУССКИ

— В 2011 году William Grant & Sons отказалась продлевать соглашение со своим российским дистрибьютором «Русский стандарт». Вы же, наоборот, расширили сотрудничество с Рустамом Тарико за счет вывода на рынок нескольких своих новых продуктов. Это значит, что вас все устраивает в работе с «Русским стандартом»?

— Rеmy Cointreau и William Grant & Sons — это независимые компании. Мы знаем друг друга очень давно и работаем вместе во Франции, Великобритании. В России они выбрали другой путь продвижения на рынке. Мы же остались с «Русским стандартом», потому что очень довольны результатами нашего сотрудничества с Рустамом Тарико. Более того, мы переподписали контракт в этом году на пять лет. Это очень выгодное сотрудничество для обеих компаний. В нашем портфеле брендов нет водки, а «Русский стандарт» производит премиальную водку самого высокого качества.

Вообще, договоренности такого рода формируются не сразу. Тут очень важны личные отношения, а я знаю г-на Тарико много лет. Мы начали сотрудничество с компанией «Русский стандарт» шесть лет назад, и фокус нашей совместной работы был на развитии категории коньяка. Когда мы увидели, что наше партнерство показало высокую эффективность, мы дополнили портфель ликером Cointreau. Сегодня мы выводим на российский рынок два совершенно замечательных продукта. Это барбадосский ром Mount Gay в категории супер-премиум и Metaxa Privat Reverve — премиальная версия хорошо известного еще с 90-х годов в России греческого бренди. И мы уверены, что с помощью «Русского стандарта» нам удастся очень хорошо развить эти продукты в России. Я знаю, что Рустам Тарико заинтересован в расширении портфеля, он отслеживает новые бренды на рынке.

— Многие в России делают качественную водку, и многие компании имеют экспортные амбиции. Однако пока успех за границей сопутствует только Рустаму Тарико. В чем секрет «Русского стандарта»?

— Как компания, занимающаяся дистрибуцией водки «Русский стандарт» во Франции, Бельгии, США и во всех duty free в мире, мы прекрасно понимаем, в чем причины международного успеха «Русского стандарта». Тут есть три основных фактора. Во-первых, это качество. Недостаточно сказать: «Мой продукт качественный!» Вы должны это доказывать ежедневно. Когда ты приезжаешь на завод «Русского стандарта» в Петербурге, ты понимаешь, что это один из самых совершенных заводов в мире. Я не хочу никого обижать, но в России такой большой разброс по качеству продуктов, что поддерживать стабильно высокое качество крайне важно для производителя в условиях высокой конкуренции на рынке.

Вторым фактором является происхождение. Во всем мире Россия обладает самым высоким кредитом доверия потребителя с точки зрения производства водки. Происхождение «Русского стандарта» удачно поддерживается упаковкой. Когда вы видите бутылку, вы сразу понимаете: это российский продукт. Она выглядит русской, и это важно, чтобы выделяться на полке среди десятков других, нерусских брендов. При этом все это не похоже на какие-то маркетинговые фокусы, все выглядит абсолютно реальным, настоящим. «Русский стандарт» заявляет потребителю с полки: «Мы русские, и мы лучшая русская водка!» И третий фактор, необходимый для успеха за рубежом, это успех на своем родном рынке. Невозможно притворяться королем мира, если ты не король в своей родной стране.

— А какова доля в общем успехе руководителя бизнеса?

— Это тоже очень важная составляющая. Рустам Тарико — очень сильный лидер, нацеленный на успех, глубоко преданный делу. Он лично ездит по миру, проверяет точки, общается с персоналом и с каждым партнером по бизнесу. Наш бизнес построен на личных отношениях. Например, вчера мы провели весь день вместе на встречах, обсуждая наш бизнес, как руководитель с руководителем, в окружении наших подчиненных. Любой проект требует тщательного рассмотрения. И Рустам находит время, чтобы полностью погружаться во все детали, внимательно изучая каждую мелочь в нашей работе. Из этого большого внимания к каждому пункту любого проекта и вырастает большой успех компании в целом.

АЛКОГОЛЬНЫЕ ДОХОДЫ

— Алкогольный рынок в прошлом году восстановился после снижения в 2008—2009 годах, однако сегодня все вновь говорят о новом экономическом кризисе. Нет ли у вас опасений, что в этот раз удар по бизнесу будет заметно существеннее?

— Мы, как и другие отрасли на рынке, зависим от экономической ситуации в целом. Если мировая экономика везде растет, это хорошо для нас. Потребление алкоголя — это хороший индикатор того, насколько хорошо чувствует себя экономика. И конечно, нам всегда приходится задумываться о следующих кризисах и предупредительных мерах, которые позволят нам спокойно пережить периоды спада. Коллапсы и потрясения неизбежны, мы не можем на них повлиять или предотвратить. Но при этом в нашем портфеле есть бренды, которым 250 и 350 лет. Они пережили мировые войны, революции, перевороты и даже цунами. И мы все еще живы! Моя позиция такова: кризисы неизбежны, к ним надо готовиться, чтобы пережить их лучше своих конкурентов. Существуют компании, которые ощущают влияние кризисов на своем бизнесе гораздо более сильное, чем испытывает наша компания.

— Но все-таки новый кризис неизбежен?

— Чувствую ли я сегодня наступление новой волны кризиса? Нет. Сегодня я уже могу озвучить финансовые результаты компании Rеmy Cointreau за второй квартал фискального года. Наш оборот увеличился на 17% по всему миру. Я не вижу ни одного признака приближающегося кризиса. Смотрите: США вернулись к докризисным показателям, азиатские рынки прекрасно себя чувствует, Европа — по-разному, но в целом довольно позитивно. Российский рынок показывает прекрасную динамику! Поэтому нет ни одной причины полагать, что приближается новая волна. Но даже если она придет, мы готовы встретить ее достойно и пережить с минимальными потерями. Как мы это делали тысячу раз прежде.

— Что вы думаете по поводу антиалкогольной политики российского правительства? Принесли ли результаты аналогичные меры в Европе?

— Россия в этом плане ничем не отличается от других стран. До тех пор пока само потребление алкоголя не запрещено, вы можете купить алкоголь в магазине или баре. Во всех странах ведутся дебаты на тему регулирования. С одной стороны, понятно, что необходимо уменьшить злоупотребление алкоголем. И наша компания полностью поддерживает эту точку зрения. При этом нам абсолютно ясно, что основной целью государства всегда является стремление увеличить свои доходы за счет увеличения налогообложения. Государство никогда не признается, что пытается на этом заработать. Нет! Они всегда скажут, что эти меры направлены на заботу о своем народе. Например, в Европе сейчас остро стоит проблема с дорогим евро, европейские правительства находятся в сильной зависимости от рейтинговых агентств. Что им остается? Конечно же, первым делом правительства поднимают налоги на алкогольную продукцию, заявляя при этом, что делают это для нашего же блага.

Но, несмотря ни на что, любые ограничения имеют и позитивный аспект. Я сам являюсь отцом и даже дедушкой. При этом я всю свою жизнь посвятил алкогольному бизнесу. И я никогда не признаю себя виновным в пропаганде злоупотребления алкоголем. Всю жизнь я пропагандировал ответственное употребление — только взрослыми и только в подходящих для этого случаях. Вот почему ограничения, вводимые российским правительством, не являются для нас чем-то новым. В долгосрочной перспективе эти ограничения имеют позитивный характер. Если мы посмотрим на самые развивающиеся страны, то увидим, что по мере роста благосостояния населения люди пьют меньше, но качество употребляемого алкоголя заметно возрастает.

Жан-Мари Лаборд родился в 1948 году в семье фермеров. На алкогольном рынке — с 1979 года. На протяжении 17 лет занимал различные руководящие должности в компании Pernod Ricard. Покинул компанию в 1996 году в должности президента и генерального директора подразделения Ricard. С 1996 по 2003 год — президент и гендиректор Mоеt & Chandon — LVMH Group. С 2004 года — генеральный директор ГК Remy Cointreau. Женат, имеет троих детей. Кавалер ордена Почетного легиона, офицер ордена Искусств и литературы.

Перейти к началу статьи

Популярные новости

To Top