От первого лица

Геннадий Онищенко (Депутат Госдумы)

В России не первый год принимаются меры, направленные на ограничение доступности табака и алкоголя. Теперь и сахар попал в эту компанию. И поделом! Потому что, во-первых, использование рафинированного продукта вредно для здоровья. А во-вторых, потребление сахара в современных условиях, в силу резко изменившегося образа жизни большинства людей, особенно в развитых странах, является бичом для эндокринной системы, провоцируя в том числе сахарный диабет.

Поэтому акциз на сахаросодержащие напитки должны быть, и, как следствие, должна повыситься их стоимость. Но мне сложно назвать конкретную цифру, поскольку, на мой взгляд, она должна быть дифференцированной.

Если по рекомендации ВОЗ мы единообразно повысим акцизы на данную продукцию, а вслед за ними и цены, мы не учтем целую категорию россиян, которым можно употреблять сахаросодержащие напитки без ущерба для организма. Например, людей тяжелого физического труда, который, как правило, низко оплачивается.

Одним только повышением акциза, который является эффективной, но краткосрочной мерой, проблему не решить. В числе мер, призванных снизить потребление сахара, экономическую меру я бы поставил не на первое и даже не на второе место.

Стоит ли в России ограничивать реализацию сахаросодержащих газированных напитков до определенного возраста? Наверное, да. Точнее, стоило бы запретить продажу части такой продукции в школах. Но опять же: ждать эффекта от одних запретительных мер, равно как только от финансовых, было бы недальновидно. В комплексе с тем и другим нужно еще воспитание, прививание культуры питания: давайте вместо газировки пить натуральные соки, компоты и так далее.

Если же говорить о предполагаемых доходах в федеральный бюджет от введения акцизов на безалкогольные напитки с содержанием сахара и сравнивать их с собираемыми акцизами на алкоголь, сравнение изначально будет не в пользу первых. Алкогольные сборы в России будут несоизмеримо больше, особенно если учесть, что, по нашим подсчетам еще 2009 года, на душу населения в стране приходится 18 литров абсолютного алкоголя в год. Кстати, это на 11 литров больше показателя, который, по данным ВОЗ, превышает пороговое количество, угрожающее генофонду нации. Именно поэтому я полностью согласен с позицией Минфина, предлагающего повысить алкогольные акцизы.

Готов ли законопроект о введении акциза на напитки с содержанием сахара для внесения в Госдуму, мне неизвестно. Но уже сейчас могу сказать, что подход здесь должен быть не под одну гребенку. Нужно смотреть долю содержания сахара, учитывать рецептуру, возрастные ограничения, характер продукции. Например, на натуральные, невосстановленные соки или традиционные народные напитки я акциз не вводил бы.

Вместе с тем я был бы рад пролоббировать этот закон как парламентарий. Но инициатива, на мой взгляд, должна исходить от профильных ведомств, прежде всего Минздрава и Минфина. Такой путь будет правильным и логичным.

Геннадий Онищенко
Депутат Госдумы, бывший главный государственный санитарный врач России
Специально для RNS

Популярные новости

To Top