Обзор СМИ. Публикации

Смерть под градусом

Грандиозный скандал с массовым отравлением поддельными алкогольными напитками в Чехии застал власти страны врасплох. Страна стала объектом жесткой критики со стороны ЕС, а соседи воспользовались трагедией, чтобы выразить чехам свое нерасположение.

Национальное бедствие

6 сентября 2012 года в морг больницы города Гавиржов на севере Моравии полицейские доставили труп человека, умершего от тяжелого отравления. Врачи достаточно быстро определили причину отравления — метанол — и сообщили полицейским, что у них уже было несколько пациентов с теми же симптомами. Всех их пришлось перевезти в более современную и лучше оборудованную больницу при Университете Остравы. Два пациента — мужчина и женщина — умерли. В Чехии время от времени люди умирают от употребления некачественного спирта, но в данном случае полицейские столкнулись с массовым отравлением незнакомых друг с другом, разных по возрасту и занятиям людей. Объединяло их только то, что они жили в Гавиржове и его окрестностях. Полицейские начали расследование, однако уже через пару дней поняли, что их сил и возможностей явно не хватает. Сообщения о новых случаях отравления метанолом, в том числе и со смертельным исходом продолжали поступать. К делу подключились центральные власти.

Через неделю после первых случаев отравления правительство создало специальный штаб по борьбе со сложившейся ситуацией и ввело запрет на продажу крепкого (более 30°) алкоголя в киосках и на продовольственных рынках. Вскоре запрет был расширен. На всей территории страны была вплоть до дальнейшего особого распоряжения запрещена продажа алкогольных напитков крепче 20°. Новый запрет касался как магазинов, так и ресторанов. Вскоре вступил в действие и запрет на экспорт крепкого алкоголя за пределы Чехии. Одновременно была создана специальная полицейская следственная группа Methyl, которая занялась расследованием в общенациональном масштабе. Ее возглавил заместитель начальника чешской полиции Вацлав Кучера.

Национальное расследование

Сентябрьские события, говорят эксперты, не имеют прецедентов в чешской истории. Более или менее схожий случай произошел в конце Второй мировой войны в Усти-над-Лабем, когда советские войска, освобождавшие Чехословакию, нашли цистерну метанола на местном химическом заводе и приняли его за этиловый спирт. Тогда, как сообщает чешское издание Denik, погибли семь советских солдат и один чех.

На раскрытие беспрецедентного дела были брошены лучшие силы чешской полиции. Вскоре после своего создания группа Methyl уже доложила о первых результатах. По всей стране прошли массовые обыски и аресты, однако наибольшие усилия полиция сконцентрировала на северных, граничащих с Польшей и Словакией, районах Моравии, тем более что несколько случаев отравления метанолом были зафиксированы и в Польше.

Как удалось выяснить чешским полицейским, спирт или вода, в которые добавляли антифриз, кустарно разливались в шестилитровые канистры, на которые потом наклеивались этикетки, называющие содержимое водкой высшего качества или ромом, произведенными вполне известной в Чехии ликеро-водочной компанией Drak. Владелец компании, кстати, почти сразу предложил 1 млн чешских крон за информацию, которая поможет поймать виновников. В отличие от содержимого, бутылки и, главное, наклейки на них, были подлинными, правда, старого образца. По словам представителей компании, от таких наклеек отказались примерно год назад, и вполне возможно, что преступники просто обнаружили их запасы. По мнению одного из полицейских, именно эта находка и могла натолкнуть преступников на идею продавать разбавленный антифриз под видом водки или рома. «От всего этого просто разит непрофессионализмом,— заявил этот полицейский.— Нашей первой мыслью было то, что это все — дело рук мафии, русской или какой-нибудь еще. Но чем глубже мы вникали в ситуацию, тем больше понимали, что никакая серьезная преступная группировка не станет поступать так небрежно и нелепо». Достаточно сказать, что бутылки с поддельным содержимым можно было опознать, даже не глядя на этикетку,— по плохо прикрученным крышкам. «У них явно не было фабричного оборудования для розлива напитков в бутылки. Мы не могли избавиться от мысли о том, что это преступление было задумано быстро и совершено поспешно, а серьезные организованные группировки так себя не ведут»,— добавил полицейский.

В результате полицейским удалось довольно быстро выйти на след преступников. Уже через неделю под арестом находилось более 30 человек, которых, впрочем, полицейские называли исполнителями, в то время как розыск главных преступников продолжался. Еще через пару дней власти объявили, что им известно, где производился поддельный алкоголь, как и кем он делался, а также куда распространялся. А в двадцатых числах сентября полицейские и вовсе заявили о полном разгроме группы, занимавшейся производством и продажей алкоголя и аресте практически всех его участников.

Подробности преступления полиция не раскрывает до передачи дела в суд. Тем не менее, по имеющейся информации, в группировке состояло несколько десятков человек. Быстрому распространению отравленного алкоголя способствовало то, что в преступную группу входили несколько сотрудников крупных магазинов, которые, как говорят в полиции, продавали отраву сами и даже сбывали ее своим поставщикам по бросовой цене.

Было выпущено более 15 тыс. л ядовитого алкоголя, и не весь этот объем пока обнаружен. Правда, говорят в полиции, многие покупатели просто вылили отравленные напитки после того, как услышали предупреждение властей.

Главным злодеем оказался владелец небольшого магазина (имя его держится в тайне), который вместе с помощниками мешал антифриз с водой и разливал его по бутылкам в собственном гараже. Ему, по словам полицейских, грозит до восьми лет лишения свободы.

Национальный позор

Если действия полиции были восприняты обществом в целом положительно: волна отравлений прекратилась, виновные были задержаны, и, как обещали власти, их ожидает суровое наказание, то реакция самих властей на историю с отравленным алкоголем и в Чехии, и за ее пределами была подвергнута резкой критике. Для начала возмутились производители и торговцы алкоголем: запрет на продажу крепких напитков нанес им колоссальные убытки, которые правительство, разумеется, не собирается компенсировать. Даже президент страны Вацлав Клаус признал, что правительство явно запаниковало и поторопилось с тотальным запретом на крепкие напитки. «Этот шаг был не очень продуманным»,— заявил он.

Европейский союз выразил недоумение по поводу того, что решение о запрете на торговлю было принято в одностороннем порядке и без информирования соответствующих органов ЕС. Наконец, запретом на продажу быстро воспользовались не очень любящие Чехию соседи — Польша и Словакия, которых, кстати, отдельные чешские чиновники и журналисты на первых порах пытались обвинить в том, что именно с их территории был привезен ядовитый алкоголь. И Словакия, и Польша быстро ввели запрет на импорт любой алкогольной продукции из Чехии, чем нанесли дополнительный удар не только по чешским производителям, но и по самолюбию всех чехов.

«Власти оказались не готовы к такой чрезвычайной ситуации и показали себя настоящими паникерами»,— заявил один из менеджеров крупной рекламной компании (запретив продажу крепких напитков власти запретили также и их рекламу).— Правительственные меры были излишними и отражали их испуг тем, что происходит».

Наконец, говорят эксперты, запрет, который продолжает действовать, оказывается на руку нелегальным торговцам. «С каждым днем действия запрета Чехия приближается к той позорной ситуации, которая имела место во времена сухого закона в США,— сообщил один из экспертов.— Мы уже отмечаем рост нелегальной торговли и нелегального производства спиртных напитков. Если запрет не будет снят в самое ближайшее время, последствия окажутся не только беспрецедентно масштабными, но и, боюсь, необратимыми».

Коммерсантъ-Власть

Популярные новости

To Top