Обзор СМИ. Публикации

От таксидермиста до миллионера

Все гениальное просто. Доказательством тому является изобретение Кларенса Бердсая (Clarence Birdseye), который в 20-е годы прошлого века усовершенствовал процесс заморозки свежих продуктов.

Его изобретение, позволившее заморозить треску, полностью изменило существовавшие в то время представления о технологиях производства, хранения и дистрибуции пищевых товаров. Сам Бердсай говорил, что замороженная по его методике треска надолго остается свежей «как будто ее только что выловили в океане». Первые брикеты замороженной трески произвели в свое время настоящую революцию. Именно благодаря технологиям заморозки тайские тигровые креветки, японские соевые бобы или черничный чизкейк можно попробовать сегодня в любой точке земного шара.

Недавно в свет вышла новая биография Кларенса Бердсая, написанная Марком Курлянски (Mark Kurlansky). В ней рассказывается не только об изобретении заморозки, но и о личности самого Бердсая.

Кларенс Бердсай родился в 1886 году. Он с детства увлекался живой природой, и уже тогда у него была заметна предпринимательская жилка. В возрасте десяти лет его начали брать на охоту на ондатр, и вскоре он решил научиться делать из животных чучела, причем постигал азы таксидермии самостоятельно. Потом Бердсай поступил в университет, правда, из-за нехватки денег проучился там недолго. Затем он стал активно ездить в различные научные экспедиции, в том числе на Лабрадор, где в течение нескольких лет изучил все нюансы пушного производства. В таких поездках Бердсай любил пробовать экзотическую еду. Так, на юго-западе он ел мясо гремучей змеи, обжаренное на свином жире. А на Лабрадоре ему удалось отведать маринованное в хересе мясо рыси, ежей, белого медведя и скунса.

Кларенса Бердсая усовершенствовал процесс заморозки, и это полностью изменило существовавшие в то время представления о технологиях

Ночи на Лабрадоре были длинными, иногда Бердсаю так хотелось поесть чего-нибудь «свеженького», что он стал думать, где достать такую еду. Именно тогда он впервые попробовал замороженные продукты. Правда, их качество в тот момент (20-е годы) оставляло желать лучшего: по мере размораживания филе рыбы или кусок мяса превращались в нечто кашеобразное и неаппетитное. В этом смысле консервы в банках были в более выигрышной позиции.

Замораживать продукты «правильно» Бердсай научился именно на Лабрадоре — там ту же форель складывали в отверстия, прорубленные в кусках льда, и она на глазах охлаждалась до -30 градусов Цельсия и застывала. На качестве рыбы такая технология никак не сказывалась: при готовке замороженная форель по вкусу была такой же, как только что выловленная. Точно так же в те годы замораживали мясо и птицу, и в таком состоянии продукты оставались свежими в течение нескольких месяцев.

Именно тогда Бердсай понял, что самое главное в процессе заморозки мяса или рыбы — скорость. Чем быстрее охлаждался продукт, тем лучше он сохранял свой вкус и «товарный» вид. При этом температура должна быть максимально низкой. Только при соблюдении этих двух условий можно было предотвратить образование крупных кристаллов льда, которые повреждают клетки продукта, превращая кусок мяса в кашицу.

В 1927 году Бердсай запатентовал специальную морозильную установку, которая замораживала не только рыбу, но и мясо, овощи и ягоды

Бердсай долго не мог понять, как применить полученные на Лабрадоре знания. В итоге, вернувшись в 1917 году в Америку, он перепробовал ряд разных профессий, пока не оказался в Ассоциации производителей рыбы. Именно там его идея и приняла более четкие очертания. Бердсай осознавал, что развивать рыбную отрасль необходимо всесторонне, в том числе совершенствовать технологию упаковки и транспортировки такой рыбы на большие расстояния. Он считал, что упаковка для рыбы должна быть компактной и удобной, чтобы свежий продукт мог купить для себя любой человек. Какое-то время Бердсай пытался изобрести такую технологию своими силами, и быстро пришел к выводу, что будущее — за технологией, которую он освоил на Лабрадоре, а именно, за быстрой заморозкой.

В 1922 году Бердсай ушел из Ассоциации и основал свою «империю» быстрой заморозки рыбы в промышленных масштабах. В итоге весь процесс производства замороженной рыбы он организовал самостоятельно: сам запустил эту технологию, сам разработал подходящую упаковку, сам подобрал водостойкие чернила и клей для коробок.

На заморозку шли небольшие куски филе — это было сделано не только для того, чтобы их впоследствии поместить в индивидуальную упаковку, но и чтобы максимально ускорить сам процесс — маленькие кусочки охлаждались быстрее.

Первоначально весь процесс заморозки и упаковывания осуществлялся вручную. Коробки с готовой к заморозке рыбой помещались в металлические емкости, заполненные раствором хлорида кальция. Спустя три года после запуска производства, в 1927 году, Бердсай запатентовал специальную морозильную установку. Так было положено начало рынку по производству замороженных продуктов, впоследствии подобные машины замораживали не только мясо и рыбу, но и овощи и ягоды, пишет Upakovano.ru.

Сам Бердсай к тому моменту уже не хотел ограничиваться только производством замороженного филе трески, однако и оно вдруг стало распродаваться хуже — выяснилось, что во время транспортировки в вагонах брикеты тают и портятся, да и необходимого числа оборудованных холодильными установками складов у многих магазинов тоже не было. В итоге Бердсай продал свое предприятие почтовой компании. Сам же стал работать созданном после продажи компании подразделении Birds Eye Frosted Foods. В марте 30 года у них было уже десять магазинов в Массачусетсе, в которых продавалось 27 наименований замороженных продуктов: треска, стейки, ягоды, шпинат, горох и другое. Вскоре потребители поняли, что замороженные продукты — это хорошая альтернатива консервам, солениям и копчениям. Люди начали устанавливать дома холодильники и покупать замороженные продукты. А Бердсай стал миллионером.

Upakovano.ru

Популярные новости

To Top