Водка. Виски. Скотч

«Татспиртпром» разлил партнерам

Крупнейшие российские производители водки нашли способ попасть на закрытый рынок Татарстана: они начали разливать свои марки на мощностях государственного «Татспиртпрома». Контракты с местным водочным монополистом уже заключили «Синергия» и «Русский алкоголь», входящий в Central European Distribution Corporation (CEDC). На контрактную водку у «Татспиртпрома» приходится уже до 40% выпускаемой продукции.

Из материалов Роспатента следует, что 14 января «Татспиртпром» получил неисключительную лицензию на использование товарных знаков водок «Ямская» и «Зеленая марка» от кипрской «Влактор Трейдинг Лтд» — структуры CEDC, лидирующей на российском рынке водки. В пресс-службе «Русского алкоголя» (объединяет российские активы CEDC) «Ъ» сообщили, что с февраля намерены начать выпуск «Ямской» на Усадском заводе, входящем в «Татспиртпром». «В наших планах выпускать там только водки экономсегмента, производство «Зеленой марки» в настоящий момент не рассматривается»,— заявили в «Русском алкоголе». Главный специалист отдела развития «Татспиртпрома» Айдар Гиздатуллин, впрочем, говорит, что переговоры о разливе «Зеленой марки» также ведутся.

В «Русском алкоголе», у которого есть три собственных действующих завода, разлив на «Татспиртпроме» объяснили относительно невысокой стоимостью разлива, логистически удобным расположением предприятия для поставок в Центральный регион России, а также желанием усилить позиции в Татарстане.

«Русский алкоголь» уже второй заказчик «Татспиртпрома» из крупных российских производителей водки: в январе 2012 года контракт на разлив своей марки «Беленькая» с госкомпанией заключила «Синергия». Планировалось, что по итогам года в Татарстане будет произведено 150 тыс. дал этой водки. Председатель правления «Синергии» Александр Мечетин признает, что компании достаточно и собственных мощностей. Контракт с «Татспиртпромом» он объясняет «специфическими условиями работы в отдельных регионах». «Они связаны в том числе с желанием региональных властей получать акцизы в местный бюджет»,— отмечает он. Господин Мечетин отметил, что основный объем «Беленькой», разлитой на «Татспиртпроме», идет только на местный рынок.

ОАО «Татспиртпром» — пятый по величине производитель водки в России. Принадлежит Минземимуществу Татарстана. Объединяет 11 спиртовых и ликероводочных заводов. Выручка за девять месяцев 2012 года составила 3,1 млрд руб., чистая прибыль — 273 млн руб. Под собственными марками выпускает водки «Шерхан», Sterva, Graf Ledoff, Tundra и др.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз уверен, что для федеральных производителей водки размещение заказов на государственном «Татспиртпроме» является, по сути, единственной возможностью обеспечить своей продукции заметные продажи внутри республики с возможными экономическими преференциями. «Местный рынок всегда был закрыт для других игроков — доля водок «Татспиртпрома» доходила там до 90%»,— заявляет эксперт. На Татарстан, говорит господин Дробиз, приходится около 5% всей потребляемой в России легальной водки (около 4 млн дал), что в условиях отсутствия там нелегальной продукции делает рынок Татарстана привлекательным для всех крупных игроков.

Власти Татарстана за последние годы неоднократно обвинялись в «региональном водочном сепаратизме» федеральными игроками. После того как в 2009 году республиканская Госалкогольинспекция прекратила прием заявок на ввозимую на территорию региона водку, в ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба, которая признала действия руководства Татарстана ограничением конкуренции. «С тех пор ситуация с конкуренцией на рынке водки не сильно изменилась — на местную продукцию там по-прежнему приходится около 75%»,— говорит Вадим Дробиз.

За январь-сентябрь 2012 года «Татспиртпром», по данным ЦИФРРА, в полтора раза увеличил объем выпуска водки, до 4,8 млн дал. При этом на контрактные марки пришлось 37,5% от общего объема выпуска — 1,8 млн дал. Самым крупным заказчиком было ООО «Альянс» (бренды обанкротившегося «Союз-Виктана» — Medoff, «На березовых бруньках», «Мерная») — 800 тыс. дал.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top