Водка. Виски. Скотч

Водка «Добрый медведь» уходит в спячку

Визит ФСБ и ФНС на кабардинские заводы, выпускавшие водку для компании «Статус-групп», не прошел бесследно для последней. В феврале-марте марки ее водки «Добрый медведь», «Калина красная» и «Старая марка», продажи которых неуклонно росли в течение 2015 года и в итоге заняли три из пяти мест среди самых продаваемых в России брендов, стали терять рыночную долю. Это могло положительно сказаться на производстве других российских водок.

После остановки заводов в Кабардино-Балкарии бренды «Статус-групп» начали терять в продажах, следует из данных Nielsen, предоставленных «Коммерсанту» несколькими водочными производителями. Так, в феврале-марте доля «Доброго медведя» снизилась до 3,39%, «Калины красной» — до 3,24%, «Старой марки» — до 3,03%. «Статус-групп» пыталась компенсировать выпавшие объемы, но неудачно. «Татспиртпром», с которым она вела переговоры о розливе, отказался от контракта. Выпускать «Калину красную» и «Старую марку» с конца февраля начали осетинские предприятия ЛВЗ «Правобережный» и «Ракурс», но, по словам руководителя крупной дистрибуторской компании, объем недопоставки по этим водкам составляет с тех пор 70-80%.

Водки «Статус-групп», которые компания продавала на уровне предельно разрешенной государством минимальной розничной цены (МРЦ) 185 руб. за 0,5 л, достигли пиковых значений продаж в январе 2016 года, показывают данные Nielsen. Доля марки «Добрый медведь» в объемном выражении выросла за весь прошлый год с 1,15% до 4,02%, марки «Калина красная» — с 1,02% до 3,72%, «Старой марки» — с 1,18% до 3,28%. Все три марки на начало 2016 года были в пятерке самых продаваемых брендов (второе, четвертое и пятое места соответственно).

Но уже в феврале группа заводов в Кабардино-Балкарии, производивших водки для «Статуса», лишилась лицензии после того, как ФСБ и ФНС провели на них оперативные мероприятия. Поводом для этого стали используемые предприятиями схемы по уклонению от уплаты акциза, на который приходится 100 руб. в себестоимости бутылки водки. Именно за счет этого «Статус-групп» была, по сути, единственным игроком рынка, который мог продавать водку на уровне МРЦ. Источник в отрасли говорит, что кабардинским предприятиям доначислено уже около 35 млрд руб. неуплаченных акцизов. В «Статус-групп» получить комментарий не удалось.

В пресс-службе ГК «Дикси» говорят, что поставки от «Статуса» продолжаются, но не смогли уточнить, в каком объеме. Финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан затруднился сказать, продолжает ли сеть сотрудничество со «Статус-групп». Между тем корреспондент «Ъ» не обнаружил продукции «Статус-групп» в магазинах «Дикси» и «Магнита».

Как указывала в своей отчетности за 2015 год компания Roust (водки «Зеленая марка», «Ямская»), давление со стороны властей на «Статус-групп» дает основания ожидать восстановления продаж водки в массовом сегменте. Их падение во втором полугодии 2015 года компания связывала как раз с «атакой» дешевой продукции «Статус-групп». На прошлой неделе Roust в отчете сообщила, что уже со второго квартала этого года заметила признаки улучшения в динамике заказов.

Из имеющихся данных Росстата видно, что в апреле производство водки в России выросло на 30,4% до 6,5 млн дал, а в целом за первые четыре месяца года — на 3,9% до 16,5 млн дал. «Ситуация со «Статусом» могла повлиять на этот результат — в дальнейшем мы ожидаем еще большего положительного эффекта с точки зрения роста легального производства»,— говорит топ-менеджер водочной компании. В том, что рост производства водки связан с проблемами «Статус-групп», уверен и директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. «Сейчас однозначно происходит замещение продукции «Статуса» продукцией других компаний — в частности, «Синергии» и «Татспиртпрома»»,— говорит эксперт.

Доля водки «Беленькая», которую «Синергия» продает в экономсегменте, по данным Nielsen, в феврале-марте 2016 года была 4,27% (лидер продаж). Осенью прошлого года марка занимал долю 3,89%. У «Татспиртпрома» самой продаваемой водкой в том же сегменте сейчас является бренд «Русская валюта»: его доля с осени выросла с 1,19% до 1,40%. По словам гендиректора «Татспиртпрома» Ирека Миннахметова, с брендом «Русская валюта» компания начала интенсивно заходить в российские регионы в прошлом году.

Популярные новости

To Top