Спиртные напитки

Водка утекла на черный рынок

Производство водки в мае рухнуло на 30%. Это самое масштабное падение с начала года, не считая января, когда российские производители распродавали запасы. Майское падение алкогольные компании и эксперты связывают в первую очередь с возвращением на рынок нелегальной водки, выпуск которой в предыдущие годы снижался.

По данным Росстата (есть у «Ъ»), производство водки в мае составило 5,8 млн дал — на 30% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Самое драматичное падение зафиксировано у заводов-лидеров. Так, у польской Central European Distribution Corporation (CEDC, бренды «Зеленая марка», Parliament) завод «Топаз» сократил производство на 60,6%, Сибирский ЛВЗ — на 48,1%, а «Парламент продакшн» и вовсе на 85,8%. Основные предприятия «Синергии» (марки «Беленькая», Beluga) снизили выпуск на 25-64,2%. Некогда лидер отрасли, московский «Кристалл» в мае не выпустил почти ничего, что связано с завершившимся переносом производства в подмосковный филиал «Корыстово» (см. «Ъ» от 31 мая). Объемы производства водки в России сокращаются с начала года. В январе падение составило 30,3%, в феврале — 25,8%, в марте — 22,1%, в апреле — 17,9%. Тогда водочные компании объясняли спад большими запасами, сделанными в конце 2012 года, перед рекордным увеличением акциза на крепкий алкоголь. С 1 января акциз поднялся на 33%, до 400 руб. за 1 л безводного спирта. Минимальная розничная цена на водку с 1 января была также увеличена на 36%, до 170 руб. за бутылку 0,5 л.

«Все прогнозы относительно того, что вот сейчас все распродадут запасы, сделанные до конца 2012 года, и падение зафиксируется на уровне хотя бы 10-15%, подтверждения не находят»,— признает председатель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.

Майский резкий спад отчасти связан с тем, что год назад в это время производители алкоголя также выпускали продукцию впрок, готовясь к июльской индексации акциза, уточняет глава правления «Синергии» Александр Мечетин. Но, по его мнению, на показатели мая в равной степени повлияли также связанные с увеличением акциза и стоимости водки снижение покупательского спроса и возобновившийся рост нелегального рынка. «Мы видим, что оживились производители фальсификатов и те, кто выпускает продукцию без акцизного сбора»,— сказал господин Мечетин. Вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев отмечает, что нелегальный рынок также начал подпитываться контрабандной водкой из соседнего Казахстана — партнера России по Таможенному союзу. «Там акциз в пять раз меньше, поэтому наш рынок для них очень привлекателен»,— говорит он.

Борьба с нелегальным рынком была одной из основных задач созданной в 2008 году Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР). Среди принятых ею мер было введение минимальных цен на водку, коньяк и другие спиртные напитки крепостью свыше 28 градусов, а также изменение системы налогообложения крепкого алкоголя — вся сумма акциза на спирт стала уплачиваться при его закупке ликероводочными заводами (ранее часть акциза оплачивали спиртзаводы). В феврале прошлого года РАР отрапортовала, что доля нелегального водочного рынка составляет 24%, что можно было трактовать как успех, так как в прежние годы эксперты рынка оценивали долю нелегалов в 50% и более. «До начала этого года с рынка вымывалась нелегальная алкогольная продукция. Теперь благодаря резкому росту акциза идет обратный процесс, причем намного более интенсивно»,— констатирует господин Добров. По его прогнозу, в будущем провал в производстве легальной водки может быть еще более ощутимым за счет притока людей и средств в нелегальный оборот, «маржа там сейчас просто фантастическая». По мнению Александра Мечетина, сейчас доля нелегального рынка составляет уже около 30%.

Коммерсантъ

Популярные новости

To Top